завершена Посмотрело: 3091

Кого не допустят к сдаче ЕГЭ-2015?

  • Дата проведения: 08.05.2015
  • Время: 12:00-13:00
  • Видео
  • Фото
  • Участники: Юлия Захир, Сергей Кондратьев
8 мая в прямом эфире НГС поговорим о том, как будет проходить в этом году единый госэкзамен.

До выпускных экзаменов осталось совсем немного времени, поэтому мы пригласили экспертов из Новосибирского института мониторинга и развития образования Юлию Захир и Сергея Кондратьева. Выпускники и их родители смогут из первых рук узнать, чем ЕГЭ и ГИА в этом году будут принципиально отличаться от предыдущих, и задать все интересующие вопросы.

Справка: Захир Юлия Симановна — родилась в Новосибирске в 1966 году. Окончила с отличием Новосибирский пединститут (ныне НГПУ). В 2011 году окончила Московскую высшую школу социальных и экономических наук. 12 лет работала учителем математики и заместителем директора школы. Федеральный эксперт в сфере общего образования, более 10 лет руководит ГКУ НСО «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» (ранее — Областной центр мониторинга образования).
Кондратьев Сергей Витальевич — начальник отдела сопровождения государственной итоговой аттестации ГКУ НСО «Новосибирский институт мониторинга и развития образования».
Ответы (12)
Ива Аврорина12:06
Добрый день, уважаемые зрители, слушатели и читатели портала НГС.
Мы начинаем прямой эфир. Сегодня мы поговорим с экспертами из Новосибирского института мониторинга и развития образования Юлией Захир и Сергеем Кондратьевым о том, как будет проходить в этом году единый госэкзамен.
Вопрос12:14
Ива Аврорина:Расскажите есть ли изменения в ЕГЭ в этом году и какие это изменения?
Ответ
Юлия Захир:Уже в сентябре 2014 года, в начале нового учебного года, все изменения в ЕГЭ этого года были объявлены. Я их сейчас повторю, ничего нового в этом нет, и выпускники, и их родители, и те, кто проводит этот экзамен, целый год готовились к ним. Первые изменения — это изменения технологические, они и есть самые основные.
Введена устная часть экзамена по иностранным языкам. Она связана с применением информационных технологий, создано программное обеспечение. Дети в отдельный от письменной части экзамена день приходят и сдают эту часть. У нас уже был опыт проведения устной части. К сожалению, он был не очень успешным. Мы от него год как отказались. В этот год первый раз вводят его по новой. Исключены экзаменаторы-собеседники. Ребенок сидит перед компьютером в наушниках, с микрофоном, «разговаривает» с электронным собеседником. Затем в отдельной аудитории это оценивают эксперты.

Ива Аврорина: А что входит в устную часть? Аудирование…

Юлия Захир: Аудирование и грамматика входят в письменную часть экзамена, а устная часть — это разговор с собеседником. Проверяется спонтанная речь, коммуникативные навыки на иностранном языке, в конце концов знание просто истории страны, на языке которой говоришь.
Второе технологическое изменение касается доставки контрольно-измерительных материалов (экзаменационных материалов) в аудитории, где пишут дети. На части пунктов проведения ЕГЭ, в НСО это 20 пунктов, контрольно-измерительные материалы будут печататься непосредственно перед началом экзамена. При детях с электронными ключами из принтера будут выходить свеженькие экзаменационные материалы, которые тут же будут раздаваться детям.

Ива Аврорина: Сколько человек присутствует в аудитории?

Юлия Захир: 15. Больших аудиторий нет. Принтеры высокоскоростные. Технология апробирована уже несколько раз в НСО. Технические специалисты подготовлены. Мы очень надеемся, что все будет здорово. Связано это не с тем, что нужно было это сделать во что бы то ни стало, а с тем, что в нормативные документы внесли условие, что контрольно-измерительные материалы в пункты проведения доставляться должны в день проведения экзамена. Это означает, что в дальние районы нашей области — никак мы не можем это сделать чисто физически из-за расстояния. Приходится применять другой способ доставки.
Нас в этом году ожидают долгожданные изменения в контрольно-измерительных материалах. По математике, например, давно ушла пресловутая тестовая часть, уменьшено количество заданий тестовых в других предметах, сократилось общее количество заданий, по обществознанию увеличено время проведения экзамена. Вот такие нюансы. Они опубликованы в интернете на нашем сайте, они были известны.
Самым спорным до сих пор остается введение сочинения. У нас буквально на этой неделе очередной день сочинения прошел. Сегодня проверялись работы выпускников текущего года и прошлых лет. Нас ждет еще 19 мая последний день сочинения. Сочинение обязательно как допуск к ЕГЭ для выпускников текущего года, а для выпускников прошлых лет оно не обязательно — по выбору выпускника. Если сочинение нужно вузу, если вузы его принимают в качестве возможности получения дополнительных баллов, то выпускники прошлых лет участвовали в сочинении.

Ива Аврорина: Результатов по сочинению еще нет?

Юлия Захир: Результаты на данном этапе — зачет/незачет. По уровню сочинений нужно говорить с теми, кто проверял сочинения: учителя предметники и преподаватели вузов. Если про цифры, то в среднем по области порядка 96 % детей до последнего дня написали сочинение. Среди оставшихся 4 % не только те, кто получили незачет, но имеют возможность переписать в мае, но и те, кто по состоянию здоровья не мог прийти на сочинение, поэтому они тоже будут писать в мае. На следующей неделе мы будем знать точную цифру допущенных выпускников текущего года к ЕГЭ. Это нормальный процент, с нашей точки зрения, он не превосходит наши ожидания и текущую ситуацию.
Вопрос12:15
Наталия:Юлия Симановна, правда ли, что со следующего года экзамен по английскому языку будет в числе обязательных?
Ответ
Юлия Захир:Есть такая версия, есть такие варианты, но пока нет нормативных документов, мы не можем сказать, что это будет наверняка. Ждем, что произойдет. Все изменения, касающиеся 2016 года, будут известны летом до начала учебного года.
Вопрос12:19
Ирина:Почему в этом году не будет второй волны? Многие до февраля не определились с планами, теперь необходимые экзамены можно будет сдать только на следующий год?
Ответ
Юлия Захир:Вопрос немного не по адресу, потому что определяется все не у нас. Но, что касается меня, я абсолютно поддерживаю такое решение. Июль месяц вызывал такие же вопросы — почему экзамены в июле? В этом году у нас впервые прошел досрочный этап — март-апрель. Обычно там допускались только те дети, которые не могли по объективным причинам сдать экзамен в мае и июне — по болезни, уезжали лечиться, уезжали за границу поступать, уезжали на международные соревнования спортивные, интеллектуальные. Это было несколько десятков человек. В этом году около 300 человек уже принимали участие. Большинство выпускников прошлых лет, которые в прошлые годы сдавали в июле, сдали в этот досрочный период. Для них это не является принципиальным. К сожалению, до сих пор мы получаем звонки, можно ли записаться на дополнительный этап. Вопрос информированности о предстоящих экзаменах. Почему-то люди считают, что в последний момент они заскочут в паровоз. К поступлению в вуз нужно готовиться заранее и знать нормативную базу, которая регулирует это поступление.
Об этом информация была известна в сентябре 2014 года.
До февраля не определились с планами. Понятно, что планы у ребенка, у родителей на дальнейшее получение профессии могут меняться. Ситуация нормальная, житейская. Понимая, что это и есть последний день, когда нужно подать заявление, мы всегда советуем: сделайте полный выбор экзаменов, выберите все 14 предметов. Отказаться можно накануне экзамена. Нет процедуры отказа. Есть процедура вхождения в экзамен: заявление, заполнение федеральной информационной системы, — все это очень сложно. Отказаться просто — не прийти на экзамен. Это то, что мы пытаемся каждый год донести до наших выпускников. Не определились с набором вузов —выберите максимальное количество экзаменов, определитесь накануне экзамена.
Про 1 февраля. В этом году был скорректирован срок, и все-таки разрешили подавать заявление до 1 марта, т.е. был еще плюс месяц. То, что касается следующего года, там 1 февраля будет железным.
Вопрос12:21
Галина:Добрый день! Подскажите, если сдал ЕГЭ в 2014 году. Но не получилось учиться в силу обстоятельств. Буду пересдавать в 2015. Результаты 2014 года аннулируются?
Ответ
Юлия Захир:Результаты 2014 года не аннулируются. Результаты ЕГЭ действительны 4 года. Результаты, полученные в 2012 году и позже, действительны в 2015 году. Если абитуриент имеет на руках результаты предыдущих лет и решит сдавать еще раз эти экзамены, то при поступлении в вуз он может указать, какие результаты, за какой год, по какому предмету нужно брать.
Вопрос12:22
Гасанов Эмиль:Заканчивая Школу в Азербайджане можно ли мне для поступления в Россию сдать ЕГЭ и если да,то когда?
Ответ
Сергей Кондратьев:Здесь два варианта. Как гражданин иностранного государства он мог сдавать ЕГЭ, подать заявление в установленные сроки. Иностранные граждане и лица получившие образование за рубежом, имеют право поступать по экзаменам, которые организует вуз самостоятельно.

Ива Аврорина: Они, как правило, когда проводятся?

Сергей Кондратьев: Они проводятся в конце июня – начале июля.
Ему нужно обратиться в приемную комиссию того вуза, в который планирует поступать, и уточнить все особенности поступления, какие экзамены ему предстоит сдавать в вузе. Это будет не ЕГЭ. Возможность поступления будет только в один этот вуз.
Вопрос12:24
Юлия:Почему пробные тесты ГИА полностью не выдают на руки не только детям, но и учителям? Ребенок же вряд ли вспомнит все вопросы, проанализировать ошибки не сможет. И второе - почему они платные?
Ответ
Юлия Захир:Пробные экзамены не проводятся официально. Есть коммерческие организации и отдельные граждане, которые занимаются подготовкой к ЕГЭ. Вопрос нужно задать той компании, которая проводила это пробное тестирование.

Ива Аврорина: Это централизованно школа проводила.

Юлия Захир: Значит, школа заказала у юридического лица такую услугу.

Ива Аврорина: То есть это не имеет никакого отношения к министерству образования?

Юлия Захир: Нет.
Нужно прояснить, о чем и с кем договаривались.
Вопрос12:28
Дарья:Добрый день! Я закончила техникум в 2014 году, дальше получать высшее образование не пошла, в 2016 году хочу поступить на факультет туризма и ресторанного дела, чтобы поступить и в дальнейшем получить высшее образование, требуется ли мне сдавать ЕГЭ для поступления в этот вуз или достаточно вступительных экзаменов? Если же требуется сдавать ЕГЭ, то как это правильно сделать (требуется ли закончить какое-то вечернее училище или что-то подобное)??
Ответ
Сергей Кондратьев:Если организация среднего профессионального образования имеет аккредитованные общеобразовательные программы, то она по окончании техникума может выдавать аттестаты, и тогда, соответственно, дети сдают ЕГЭ. У нас в Новосибирске всего одно учреждение среднего профессионального образования имеет такие аккредитованные программы. Это Высший колледж информатики.

Ива Аврорина: А выпускники других профучилищ выходят без ЕГЭ и возможности автоматически поступить в вуз?

Сергей Кондратьев: Не совсем. Они в этом случае для поступления в вуз должны до 1 февраля следующего года подать заявление на участие в ЕГЭ. Ежегодно у нас организуются места приема заявлений. Они обращаются туда. Пишут заявление и принимают участие в ЕГЭ. Причем неважно — учится ли она в данный момент еще и закончит в этом году либо она уже окончила техникум и получила диплом. Они приходят в этот пункт. На руках должен быть паспорт, если окончено учебное учреждение, то и диплом. Если она является обучающейся в профессиональном учебном учреждении, она берет об этом справку и на основании этих документов пишет заявление. И принимает участие по своему выбору либо в досрочном, либо в основном периоде проведения ЕГЭ.

Ива Аврорина: Сколько у нас всего в НСО колледжей? Сколько там детей обучается?

Юлия Захир: Сложно сказать. Колледжи относятся к министерству труда.
Вопрос12:33
Эльмира:Выпускники колледжей вынуждены идти и параллельно учиться в вечерней школе, что бы иметь допуск к ЕГЭ. Допуск! Почему не учли эту категорию людей? Почему не учли, что в колледже студенты получают, мягко говоря, очень малое количество часов по математике, русскому языку и литературе. Это просто издевательство. Как спустя 4 года после девятого класса он должен сдавать ЕГЭ? Почему все ориентированы на школьников, а вот студенты колледжей вынуждены изворачиваться, учиться параллельно в вечерней школе. Почему такое происходит? И когда это изменится? Почему не признают при поступлении в вуз диплом колледжа и подавай только ЕГЭ? Касаемо математики, если, человек будет поступать на творческую специальность, зачем ему математика, тем более, спустя столько лет после школы ее вовсе не сдать. К чему такие сложности для выпускников колледжей? Эту категорию просто не учли, а мы мучаемся.
Ответ
Юлия Захир:Про «не учли» ничего комментировать не буду, мы работаем с той нормативкой, которая есть. И мы, и другие наши коллеги уже посылали свои предложения по корректировке нормативной базы в этой части. Я думаю, что что-то будет предпринято. Но здесь пока сложно, все начнет работать с 2016 года. В этом году достаточно сложный был путь в ЕГЭ у студентов, обучающихся в системе профессионального образования. Чтобы сдать ЕГЭ, им нужно быть допущенными до итоговой аттестации. У них нет аттестата за 11-й класс. Для этого они должны пойти в вечернюю школу, в любое общеобразовательное учреждение.

Ива Аврорина: А как можно учиться и в школе, и в коллеже?

Юлия Захир: Там есть экстернат. Они должны быть допущены до государственной итоговой аттестации. У нас есть такие люди, которые это уже сделали.

Ива Аврорина: Много?

Сергей Кондратьев: Порядка 50 человек на всю область.

Юлия Захир: Хочу к предыдущему вопросу еще вернуться. Выпускники, у которых уже на руках аттестат, которые окончили в прошлый и предыдущие годы, — нужно у вуза спрашивать. Если она будет поступать на 1-й курс, вне зависимости от того, техникум, колледж или общеобразовательную школу она окончила, нужно сдавать ЕГЭ. Если она поступает на ту же специальность, по которой получила среднее профессиональное образование (СПО), на 3-й курс в вуз, то вуз устанавливает самостоятельно процедуру приема. Там ни о каких ЕГЭ уже речи не идет.

Ива Аврорина: А какие вузы берут сразу на 3-й курс?

Юлия Захир: Все берут, в зависимости от специальности, которая получена в профессиональном образовании. Это продолжение образования. Получение той же профессии на более высоком уровне.

Ива Аврорина: Я правильно понимаю, что это проблема только этого года?

Сергей Кондратьев: Нет, это проблема прошлого и этого года. В этом году, к радости выпускников СПО, в новой редакции порядка проведения государственной итоговой аттестации такая процедура была исправлена. Не все просто об этом знали.
Вопрос12:36
Маликова Лариса Дмитриевна:моя дочь учиться на 2 курсе бизнес колледжа, после 9 класса. Необходимо ли сдача ЕГЭ при окончании колледжа?
Ответ
Сергей Кондратьев:При окончании колледжа это решает сам колледж — какие будут выпускные экзамены. Если она хочет поступить в вуз, до получения диплома колледжа, то нужно подать заявление в школу, пройти промежуточную аттестацию, написать итоговое сочинение. Затем помимо экзаменов, которые нужны для поступления в вуз, сдать 2 обязательных экзамена (русский и математику) и потом поступать в вуз на 1-й курс уже не как выпускница техникума, а как школьница. Если она собирается поступать в вуз уже с дипломом, окончив техникум, на 1-й курс не по профилю, то приходит в пункт приема заявлений до 1 февраля, пишет заявление на участие в ЕГЭ, предъявляет свой документ об образовании, либо, если будет писать, учась на последнем курсе колледжа, показывает справку об этом. Спокойно сдает выбранные ею ЕГЭ в досрочный или основной период.

Юлия Захир: Тогда, получая диплом колледжа, она уже имеет действующие результаты ЕГЭ.
Вопрос12:38
Татьяна:Если ученик в этом году сдает базовые предметы по ЕГЭ-и хочет поступать в институт в следующем году-когда и где ему нужно будет досдавать недостаюшие предметы для поступления в вуз?
Ответ
Юлия Захир:Базовые — видимо, имеются в виду математика и русский, которые нужно сдать, чтобы получить аттестат. Я так понимаю, вопрос связан с возможностью досдачи экзаменов в следующем году.

Ива Аврорина: А такое действительно возможно? В каких случаях?

Юлия Захир: Разные варианты могут быть. Не определились с выбором вуза, нужно куда-то уехать по семейным обстоятельствам, по здоровью и т.д. Да, можно сдать в этом году 2 обязательных экзамена (математика, русский язык), получить аттестат. Потом в следующем году уже как выпускник прошлых лет с действующими результатами по математике и русскому языку, с паспортом и со школьным аттестатом прийти в пункт приема заявлений до 1 февраля, подать заявление на ЕГЭ, отметив те предметы, которые необходимо досдать для поступления.

Ива Аврорина: Сочинение в этом случае уже не надо будет писать?

Юлия Захир: Нет. Это уже не государственная итоговая аттестация. У него уже вступительные экзамены.
Выпускники прошлых лет решают самостоятельно — сдавать сочинение или нет, в зависимости от условий, которые выдвигает желаемый ими вуз. В разных вузах по-разному. Проверяют их по разным шкалам. Некоторые дают 0,1 балла, некоторые делают шкалирование до 10 баллов. нужно знакомиться с правилами приема в вуз очень внимательно.

Ива Аврорина: То есть если человек, заканчивая школу, не собирается получать дальнейшее образование, он может сдать только 2 экзамена?

Юлия Захир: Да.

Ива Аврорина: Выпускникам прошлых лет не нужно получать никаких допусков? Они просто относят заявление. Но это не касается выпускников колледжей?

Юлия Захир: Если им не нужен аттестат и при поступлении в вуз они приходят с результатами ЕГЭ и дипломом колледжа, тогда им не нужна эта история. Но есть часть детей, которая учится в СПО, не имеют намерения закончить техникум или колледж и для поступления в вуз им нужен школьный аттестат. Тогда они проходят эту процедуру через школу.
Вопрос12:59
Тарасов Михаил Леонидович:Задаю "все интересующие вопросы". Мне жаловался профессор с факультета радиоэлектроники и физики НГТУ, что, с введением ЕГЭ, резко упал уровень знаний первокурсников в области точных наук. я ему верю, поскольку он когда-то руководил моим дипломным проектом, а потом консультировал меня перед защитой кандидатской. Но это я вижу и сам, сталкиваясь по делам с выпускниками школ. Внимание, вопрос: "Так может быть вы (вы- с маленькой буквы, поскольку это относится не лично к Вам, а ко всем, кто причастен к реформе, приводящей, в конечном итоге, к снижению интеллекта учащихся) подумаете уже о том, чтобы прекратить этот неудачный эксперимент. Ей богу, от людей образованных не слышал ни одного хорошего слова о ЕГЭ!

Евгений: С каждым годом у нас все хуже и хуже
результаты ЕГЭ. Особенно наглядно это видно в естественных дисциплинах. В связи с этим и снижение "планки".
Ваше мнение о ожидаемых результатах ЕГЭ по математике и физике.
Ответ
Юлия Захир:Не хотела бы никак относиться к посылу, который содержится в этих вопросах. Отнесусь к самому вопросу. Мы не можем говорить о тотальном снижении уровня по предметам. Хотя нельзя не согласиться в части физики. Действительно, в ряде школ, рискну сказать — в большинстве школ, такая ситуация складывается. Причины я в ЕГЭ не вижу. Есть более существенные причины снижения уровня образования по физике. С моей точки зрения, это уровень подготовки учителей, качество программ, отсутствие в течение долгого времени в школах лабораторного оборудования, еще масса причин, которые к этому результату подвели. Для меня очень странно, когда образованные люди выделяют одну, им кажущуюся очевидной, причину и очень старательно не замечают другие. Давайте говорить, что это комплекс проблем. Об этой причине сама система образования знает. Еще когда ЕГЭ только пришел на территорию НСО, это был 2002 год, было очень много откровенных разговоров, в том числе с советом ректоров вузов, который в то время и сейчас возглавлял ректор НГТУ. Эта ситуация понятна. По этой причине в НСО возникло ряд проектов. В том числе несколько лет назад был инициирован и, на мой взгляд, успешно развивается проект специализированных классов по естественнонаучному направлению. Я бы специально выделила естественнонаучные классы по физике. Мы 3 года подряд, этот год будет 4-й, отслеживаем результаты этих классов в сравнении с общим уровнем результатов по физике тех, кто сдает. Назову 2 очень простых вывода, не углубляясь. Первое — количество школьников, проучившихся в спецклассах по физике и выбравших ЕГЭ по физике, увеличивается, практически приближается к 90 %. Это означает, что в ходе такого внимательного, скрупулезного изучения физики возникает мотивация, интерес к предмету. Чего нет у всех остальных. Это забота школы — не ЕГЭ хорошо сдать, а мотивацию к предмету дать.

Ива Аврорина: Но ведь в эти спецклассы идут дети, уже изначально более готовые?

Юлия Захир: А кто идет в вуз по физике? Кто сдает физику в вузы и в дальнейшем ее изучает? Тоже же способные, мотивированные, которые готовы к инженерным специальностям, а физика в основном на инженерные специальности. Там зачем другие нужны?
Я согласна с ситуацией. Она действительно в течение нескольких лет была. Но я очень надеюсь, что коллеги, которые задают вопрос, будут видеть другие изменения. Их нельзя по щелчку получить. Это тоже процесс. Нельзя из сегодняшнего выпускника сделать физика, его нужно вырастить.

Ива Аврорина: А как его можно вырастить, если количество физики в старших классах сейчас сокращено? А таких классов сколько их на область?

Юлия Захир: А сколько у нас специальностей в вузах, в которых требуется физика как вступительный экзамен? Они ведь тоже не все подряд. Когда этот баланс установится, вузы будут иметь возможность получать абитуриентов высокоподготовленных. Я не защищаю школу. Я не говорю, что там все прекрасно. Но есть и обратный процесс, и мы очень рады, что он сейчас идет. Проект спецклассов не может расширяться бесконечно, у нас не все 100 % детей великие физики, математики или литераторы. Есть какой-то предел. То, что физику выбирают порядка 27–30 % ежегодно с небольшой динамикой результатов. Это уже хорошо. Эти результаты растут. Вузы благодаря этому проекту тоже приходят в школы. Качество результатов очень сильно зависит от качества обучения. Процесс образовательный построен в спецклассах так, что там не просто механически увеличивается число учебных часов по физике. Там это дополнительное количество часов заполняется лабораторными работами, проектными работами, выездными сессиями, поездками в вузы, в вузовские лаборатории, встречами и лекциями с вузовскими преподавателями. Это не просто школьный курс физики, когда ты пришел в класс, смотришь на доску и решаешь задачи. Таких детей, я думаю, вузы очень ждут.

Ива Аврорина: А сколько у нас таких классов?

Юлия Захир: У меня нет цифры. Более того, цифру, которую я назову, там не только выпускные классы. С 7-го класса есть список школ, в которых есть специализированные классы. Есть ссылка на проект «Специализированные классы» на сайте министерства образования, науки и инновационной политики НСО — все интересующиеся могут узнать и более тонкие подробности, о которых я сейчас не смогла сказать.

Ива Аврорина: А по остальным предметам наблюдается снижение уровня? Многие говорят, что последний год дети не столько учатся, сколько их натаскивают на сдачу ЕГЭ.

Юлия Захир: Не могу не согласиться, что ряд школ это делает. Виноват ли в этом ЕГЭ?

Ива Аврорина: Со школ требуют показатели. По ним их оценивают.

Юлия Захир: Кто требует? Результаты ЕГЭ убраны из оценки деятельности руководителя образовательного учреждения, школ. Когда говорят: «Нас ругают за результаты ЕГЭ». Ругают — это что? Есть ли процедура этого ругания? Это аккредитация школы? Нет. Это аттестация учителя? Нет. Нет процедуры, которая оценивала бы школу, учителя, директора школы по результатам ЕГЭ. Эта строчка вычеркнута.
Результаты ЕГЭ единственно, где были до 2014 года, это в оценке деятельности губернаторов регионов. Нет оценки деятельности ни одного уровня власти и ни одного учебного учреждения по результатам ЕГЭ. Это я говорю достоверно. Все остальное — голословное утверждение. В каждом конкретном случае нужно разбираться. Это миф.
Результаты ЕГЭ при оценке деятельности школы могут быть учтены в числе прочих показателей. В НСО ни разу это не проводилось. В Новосибирской области есть единственная оценка, это не оценка школ, она называется «Оценка эффективности деятельности муниципальных систем образования». Там результаты государственной итоговой аттестации занимают небольшую часть в одном из направлений оценки, которых (этих направлений) 4. Там все очень сбалансировано. Это оценка к сведению руководителя. Она не афишируется и не публикуется. Это чисто управленческая оценка, которая обсуждается внутри руководства.

Ива Аврорина: То есть в школах, где занимаются натаскиванием детей на сдачу ЕГЭ, это исключительно их, школ, инициатива?

Юлия Захир: Да. Есть общеобразовательная программа школы, где точно нет строчки «подготовка к ЕГЭ» за счет часов общеобразовательного предмета. Поэтому, если это происходит, это предмет рассмотрения подразделения министерства образования — управления лицензирования, государственной аккредитации, контроля и надзора. Это вопрос контрольной проверки. Не может быть такого. По крайней мере ни один директор школы не позволит себе, чтобы такая запись была в журнале по результатам урока. Учитель должен записать то, что есть на самом деле. Родитель всегда может сопоставить, что в реальности и что записано в журнале.
Результаты ЕГЭ не делаются за последний год обучения. Это результат систематического изучения общеобразовательного предмета. В том числе это и умение школы поддержать интерес ребенка к предмету и развить его мотивацию к изучению. Более того, эта ситуация, когда ребенок не знает, куда пойти дальше учиться, какой предмет выбрать на ЕГЭ. Вчера он думал, что пойдет сдавать обществознание, и готовился к нему. А сегодня он переметнулся на физику с химией, понимая, что все предыдущие годы он эти предметы не изучал. На мой взгляд, эта ситуация не вполне нормальная ни с точки зрения родителя, ни с точки зрения результата работы школы. Потому что никто не отменяет направление деятельности школы по профориентации. Здесь очень индивидуальная работа с каждым ребенком должна быть выстроена.
Если какие-то школы еще не перестроились, вопрос не к экзамену. Вопрос к школе. У нас есть примеры школ, к которым вряд ли родители или ученики могут высказать такое нарекание. Это все достаточно планомерно.
Могу согласиться, что школа не может не говорить детям о процедуре ЕГЭ, о том, как это влияет на их перспективу образования, на их дальнейшую жизнь. Но здесь не вижу никакой трагедии.
Вторая половина вопроса касалась результатов. Не могу подтвердить тезис автора вопроса. Не только потому что цифры об этом не говорят, но и потому что нельзя сравнивать результаты ЕГЭ по разным годам. Меняются контрольно-измерительные материалы. Мы сегодня померили ребенка такой линеечкой, завтра — другой. У него оказался разный рост. Это правда разный рост или это просто разные линеечки? Линеечка — это тот самый экзаменационный материал, который мы даем ребенку. Меняется структура материала, количество заданий, их сложность, их порядок. Есть изменения. Где-то они более принципиальные, где-то менее. В математике 3-й год нет тестовых заданий. Как я могу сравнить результат по математике с тестовой частью с результатами года, где тестовой части не было? Не могу.
Даже если не меняется сам экзаменационный материал, плавает шкалирование, шкала оценки. Сегодня за 5 заданий дают минимальный балл, а завтра за 3 задания дают минимальный балл. Это дети стали хуже учиться или линеечка опять изменилась?
Да мы публикуем результаты ЕГЭ. У нас на сайте за несколько лет висят статистические, аналитические сборники. Отследите статистические сборники. Там нет сравнения. Там приведены голые результаты. В аналитических сборниках тоже нет прямого сравнения. Мы делим школы на кластеры. Мы отслеживаем результаты школ с разными характеристиками. Мы не сравниваем лицеи и гимназии с сельскими школами малокомплектными, например. На этом сравнении полярном мы видим, что результаты внутри одного года все больше и больше разбегаются. По части предметов, в том числе основных предметов, в том числе естественнонаучных предметов, мы ежегодно фиксируем большую разницу между результатами детей, занимающихся в городских школах, в школах сельских территорий, но статусных, от результатов детей сельских школ с малой наполняемостью. Это проблема. С одной стороны, мы ее фиксируем, с другой, мы понимаем, что условия разные для этих детей. И это предмет разговора — как выровнять условия? Не то, как у нас падает общий результат, а то, как выровнять условия, чтобы этот результат был одинаково хорош. Я бы так вопрос ставила, глубже. А не так, что ЕГЭ все испортил. Не испортил. Все зависит от людей, от подходов и от отношения к своему делу.
Вопрос13:02
Анна:Каковы будут меры по предотвращению списывания?
Ответ
Юлия Захир:Мы все помним 2013 год, это была очень неприятная история. Стыдно было и учителям, и детям, которые готовились честно. История неприятная. Именно поэтому меры информационной безопасности, которые принимались в прошлом году и будут усилены в этом году, помогают исключить списывание. У нас нет 100%-ной уверенности, что этого не будет, но мы всех честно предупреждаем. В 100 % пунктов проведения экзамена по НСО установлено и уже проверено «Ростелекомом» видеооборудование. На 60 с небольшим % пунктов проведения экзаменов установлено онлайн-наблюдение. Все остальные пункты идут в запись, в оффлайн. Мы собираем эти записи и выборочно их просматриваем. Если есть жалоба, сигнал из пункта проведения экзамена, то просмотр для нас записи экзамена обязателен. Есть пример прошлого года, когда в результате просмотра видеозаписей были установлены нарушения не только детей, но и организаторов, которые с детьми в аудитории работали. Здесь меры принимаются.
То что касается онлайн-наблюдения. Есть информационный портал Смотри ЕГЭ.ру. Там сидят общественные онлайн-наблюдатели федеральные.

Ива Аврорина: Туда могут и родители зайти посмотреть, как идет экзамен?

Юлия Захир: Там должна быть регистрация. Просто родитель, захотевший зайти в день экзамена туда, — нет. Я думаю, что все к этому идет. У нас есть прекрасный пример наших коллег из Армении, когда происходит онлайн-трансляция на больших экранах на центральной площади Еревана. Мы просто видели, как это происходит. Сомневаюсь, что это прекрасно, когда ребенок понимает, что от туда еще и глаз мамы. Мамы, и папы иногда, волнуются больше детей. Мы это видим. К сожалению, иногда это мешает. Поэтому у меня большая просьба к мамам, папам, бабушкам и дедушкам — волнуйтесь про себя, ребенок не должен видеть ваших сомнений в его силах, поддерживайте своих детей. Всем удачи на экзаменах.
Ива Аврорина13:03
Онлайн-встреча завершена. Спасибо за внимание.
Читайте также