завершена Посмотрело: 1406

Вадим Репин: Новосибирск — мой музыкальный и человеческий фундамент

  • Дата проведения: 19.01.2015
  • Время: 12:00-13:00
  • Видео
  • Фото
  • Участники: Вадим Репин
19 января в прямом эфире НГС.НОВОСТИ на вопросы читателей ответит музыкант, художественный руководитель Транссибирского Арт-фестиваля Вадим Репин

Вадим Репин расскажет о втором Транссибирском Арт-фестивале, который пройдет в Новосибирске с 22 марта по 5 апреля, и ответит на вопросы читателей НГС.

Справка: Репин Вадим Викторович — родился в 1971 году в Новосибирске. В возрасте 5 лет взял в руки скрипку, и через полгода выступил на сцене. Его наставником был знаменитый педагог Захар Брон. В 11 лет — Золотая медаль на Международном конкурсе имени Венявского (1982), дебюты в Москве и Ленинграде, в 14 лет — гастроли в Токио, Мюнхене, Берлине и Хельсинки; через год — дебют в Нью-Йоркском Carnegie Hall. В 1989 году обрел мировое признание, став самым молодым за всю историю победителем Международного конкурса Королевы Елизаветы в Брюсселе, а 20 лет спустя стал председателем жюри конкурса. Играет на скрипке Lafont Гварнери дель Джезу (1736). Является художественным руководителем Транссибирского Арт-фестиваля.
Ответы (13)
Ива Аврорина12:01
Добрый день, уважаемые посетители НГС.НОВОСТИ.
Сегодня в прямом эфире на ваши вопросы ответит музыкант, художественный руководитель Транссибирского Арт-фестиваля Вадим Репин.
Пожалуйста, задавайте свои вопросы.
Вопрос12:03
Анна:Здравствуйте, Вадим Викторович! Надеюсь, кризис не повлиял на программу Транссибирского арт-фестиваля? Финансирование не сокращено? Если да, то от чего и кого пришлось отказаться? Или участники согласились на меньшие гонорары?
Ответ
Добрый день всем.
Вы начали с самого трудного вопроса. Ответить на него однозначно я не могу. Мы все работаем над тем, чтобы сокращений в программе не было. На сегодняшний день изменений нет. На мой взгляд, программа прекрасная.
Вопрос12:09
Ива Аврорина:Расскажите, пожалуйста, подробнее о фестивале. На что стоит обратить внимание в этом году?
Ответ
Это дело вкуса — кому что нравится.
Идея фестиваля — это своего рода дерево, ветви которого — различные жанры, направления: камерная музыка, современная (на каждом фестивале звучит заказное новое произведение), детская программа (в этом году у нас в концерте примут участие 4 или 5 поколений скрипачей).
Надеемся, что к нам приедет одна из легенд скрипичного мастерства Иври Гитлис. Ему уже больше 90 лет, он до сих пор играет и жизнь любит как никогда.
Что касается современного произведения, намечается интересный, на мой взгляд, концерт Леры Ауэрбах. Через пару недель я надеюсь получить партитуру на скрипичную партию, чтобы начать работу.

Ива Аврорина: Вы говорите, что специально к фестивалю вы заказываете произведение. Расскажите об этом подробнее.

Ответ
В прошлом году я исполнял такой концерт Беньямина Юсупова. Это очень радостно и красиво. Своего рода это такой исторический документ. Мне кажется, если мы будем делать на нашей сцене такие премьеры и уделять этому особое внимание, то есть большие шансы, что у этих произведений будет дальнейшая жизнь на различных сценах.
Так, концерт Беньямина Юсупова мы уже исполнили в нескольких городах, в том числе в Париже, где он имел успех. Я, конечно, оставляю за собой право первого исполнения в некоторых местах на первые два года. Концерт, на мой взгляд, получился изумительный, его интересно играть, там есть место для фантазии исполнителя. Мне кажется, оркестр с большим удовольствием исполнял этот концерт, что в Новосибирске, что в Париже. На этот год у нас в планах премьера концерта Юсупова в Берлине и некоторых других городах, повезем его на Корсику.
Вопрос12:12
Ива Аврорина:Каким образом выбирается композитор, который пишет произведение к фестивалю?
Ответ
С одной стороны, это мой личный выбор. С другой — зависит от того, у кого из композиторов есть на данный момент время, потому что известные композиторы планируют на 5–7 лет вперед. Мы, думая сейчас о фестивале 2017, 2018 годов, связывались уже с композиторами, с которыми мне бы хотелось поработать. У нас ведутся переговоры как с очень знаменитыми, так и с пока еще непризнанными, но интересными композиторами.
С Лерой Ауэрбах безотносительно фестиваля мы начали переговоры около 5 лет назад. Очень давно хотел заказать ей концерт. Она очень занятой композитор. Работу над своими произведениями она ведет от полугода до года. Ее календарь расписан на несколько лет вперед.
Вопрос12:17
Марина:Одной из целей проведения Транссибисркого Арт-Фестиваля вы ставили повышение узнаваемости Новосибирска в мире как культурной, музыкальной столицы. По прошествии почти года можете ли вы оценить, насколько эта цель достигнута?
Ответ
Мне трудно судить, так как я не занимаюсь рейтингами.
Но можно судить по тому, что стало много новых гостей нашего фестиваля. Всё больше людей хотят посетить, поучаствовать в фестивале. Через мою веб-страницу приходят сообщения от любителей музыки с вопросом, где можно заказать тур в Новосибирск для посещения мероприятий фестиваля.
Первый фестиваль, мне кажется, получил большую огласку в мире.
Думаю, в дальнейшем на фестивале появятся выставки, мастер-классы, встречи с публикой. Фестиваль — это не просто набор концертных дат, это событие.

Ива Аврорина: Итак, одна из особенностей фестиваля — разносторонность, а еще что?

Ответ
Все участники первого фестиваля изъявили желание приехать еще раз. Но во втором фестивале мы решили, что все участники должны быть новыми. Даже я на втором фестивале буду меньше занят, так как к нам приедут замечательные скрипачи.
Вопрос12:26
Екатерина Александровна:Уважаемый Вадим Викторович,
расскажите, пожалуйста, как отразился на вашей карьере опыт прошлогоднего арт-фестиваля, когда вы играли столь сложное произведение без дирижера?
Работали ли Вы с кем-то из участников первого Арт-фестиваля в течение этого года?
Для Вас сложнее или легче организовывать второй Арт-фестиваль?
Спасибо за ваш талант и работу!
Ответ
В любой профессии, в любом начинании редко когда становится легче. И в этом проекте становится только сложнее. В первый раз намного легче удивить, второй раз уже сложнее, так как уже есть определенный уровень ожидания. Тем более что через некоторое время придется какие-то вещи повторять.

Ива Аврорина: Вам страшнее перед вторым фестивалем?

Ответ
Страшно никогда не было. Это комплексная работа. Нужно готовить программы, в том числе мои личные, в которых я принимаю участие как исполнитель. Сложно сформировать интересную программу, выстроить правильные отношения с участниками, найти к каждому подход.
Много времени до фестиваля было посвящено и построению программы, и разговору с участниками.

Ива Аврорина: Расскажите про опыт работы без дирижера.

Ответ
Дирижирование один раз попробуешь, хочется еще. На концерте я выступал как исполнитель, но мне пришлось провести две большие репетиции с оркестром и выступить в роли худрука.
Со струнным оркестром я езжу без дирижера, но там барочноя программа, это несколько другое.

Ива Аврорина: Гергиева будете звать еще?

Ответ
Конечно. Но в этом году он, к сожалению, слишком занят в это время.

Ива Аврорина: Работали ли вы с кем-то из участников первого арт-фестиваля в течение этого года?

Ответ
Да, безусловно. С Кентом Нагано мы выступали в Монреале и в Европе. Все я сейчас не вспомню, но очень часто мы встречались с коллегами на разных сценах.
Вопрос12:33
Роман Столяр:Вадим, я внимательно проштудировал программу предстоящего Транссибирского фестиваля и заметил, что она составлена преимущественно из произведений, довольно часто исполняемых в концертных залах и вполне комфортных для слушания (опус по-постромантически мыслящей Леры Ауэрбах смело можно причислить к таковым). В то же время произведений по-современному пишущих композиторов, наподобие «Circuits» Синди МакТи, в программе фестиваля чудовищно мало. Что явилось тому причиной – недоверие к музыке сегодняшнего дня? Боязнь отрицательной реакции массовой публики на эту музыку? Признание неспособности сибирской аудитории воспринимать эту музыку? Признание неготовности музыкантов, участвующих в фестивале, исполнять эту музыку?
Понимаю, что вопрос отдаёт провокационностью, но буду искренне благодарен, если Вы на него ответите. Ибо у автора вопроса вызывает серьёзную обеспокоенность тот факт, что филармонический репертуар переполнен музыкой прошлых веков, в то время как новаторы современности – от Штокхаузена и Кейджа до Лахенмана и Беата Фуррера – остаются практически неизвестными широкой аудитории, и сей факт серьёзно искажает картину музыкальной реальности настоящего в умах слушателей. Можно ли ожидать того, что Транссибирский фестиваль в недалёком будущем возьмёт на себя благородную миссию открывать Вашим землякам и эту, «неудобную» музыку?
Ответ
Удобная/неудобная музыка — понятие растяжимое.
Каждый исполнитель сам должен выбирать произведение, которое будет исполнять. Он должен жить им, должен гореть им. Если музыкант не уверен, что сможет исполнить это произведение так, чтобы зал ахнул, чтобы оно стало событием для слушателя, то, наверное, и не стоит его исполнять.
Мы, безусловно, подумаем, как, может быть, сделать ответвление нашего фестиваля, где будет исполняться малоизвестная современная музыка.

Ива Аврорина: Почему современную музыку так редко исполняют? Сами исполнители к этому не готовы или публика не готова это слышать, недостаточно образованна?

Ответ
Как публика может быть достаточно образованна относительно произведений, которые только сейчас пишутся? Публика должна быть особого склада, которой интересно услышать никому неизвестное произведение, впервые почувствовать эту соль. Другое дело, что при восприятии какого бы то ни было искусства, в том числе и классической музыки, публике необходима некоторая интеллектуальная подготовка. Не случайно люди приходят по нескольку раз — когда ты что-то об этом уже знаешь, это совершенно другое впечатление. Премьера любого сочинения, любой эпохи — это совершенно особое состояние.
Вопрос12:37
Анна:Как пришла идея организовать Транссибирский Арт-фестиваль?
Ответ
Несколько лет до фестиваля поднимался моими коллегами этот вопрос. Я не совсем был к этому готов. Идея созревала внутри меня. Было одно но — отсутствие концертного зала. Когда стало понятно, что появится хороший концертный зал, фестиваль сталь возможен.
Кроме того, мы всегда получали большую поддержку и со стороны прошлого губернатора, и нынешнего.
Вопрос12:41
Екатерина:Вадим, с момента начала работы ГКЗ им. А. Каца было высказано много претензий относительно акустики зала. Со временем говорилось, что предприняты меры по ее улучшению. Видели ли вы эти недостатки, чувствуете ли какие-то изменения сейчас?
Ответ
Хорошо, что об этом говорят.
Зал получился реально хороший. Но всегда есть что-то, что хочется улучшить, скорректировать. Я с прошлого года не играл в зале, поэтому не могу сказать о каких-то изменениях.
С моей точки зрения, в зале очень приятно играть.
Кроме того, для одного произведения хороша одна акустика, для другого — другая. Думаю, что когда коллектив приезжает в какой-то зал, он должен прочувствовать особенности акустики и сориентироваться.
Вопрос12:47
Зритель:Хочу сказать огромное спасибо за такое серьезное событие, как фестиваль! И серьезный вклад в развитие культуры нашего города.
Вопрос такой. Нужно ли деятелям культуры заниматься "развитием", ростом культурного уровня зрителя?
Как и кому это нужно делать?
Как вообще оцениваете уровень "понимания" новосибирским зрителей таких событий, как Фестиваль?
Ответ
Воспитание слушателя — это задача каждого. Задача филармонии — чтобы дети из школ могли прийти на репетицию, концерты. Задача музыканта — не препятствовать этому. Проведение мастер-классов.
Все репетиции арт-фестиваля открытые. Директора школ должны только согласовать посещение репетиций, подготовить детей.
Если говорить об уровне «понимания» — новосибирская публика видела столько хорошего, что здесь все нормально. В прошлом году, мне кажется, зал был полон на каждой программе фестиваля. Спасибо нашей публике. Невозможно сделать концерт особым, если нет особой энергетики между исполнителем и слушателем.
Вопрос12:53
Татьяна:Такие крупные и вдохновляющие проекты, как фестиваль, - серьезная точка роста для каждого участника и организатора.
Чему Вы научились в процессе работы над фестивалем?
Ответ
Много что для меня поменялось. Это касается даже интерпретаций каких-то произведений. Я получил больше опыта в общении. Сейчас мне проще практически уловить суть каких-то вещей, которые раньше я представлял только теоретически.

Ива Аврорина: Это сказалось как-то на вашей концертной деятельности? Вы стали меньше выступать из-за фестиваля?

Ответ
Из-за фестиваля я не стал меньше выступать. Я стал выступать меньше, потому что года три назад задался целью сократить количество выступлений. Уже невозможно было 320 дней в году находиться в разъездах, а 250–260 дней — это уже более человечно.

Ива Аврорина: Не жалеете, что концертов стало меньше?

Ответ
Всегда сложно найти баланс. Дни, которые я провожу вне путешествия, для меня как воздух. Но и дни гастролей для меня очень важны — это то, чему я посвятил свою жизнь. Мне кажется, самое главное в поисках этого баланса — заметить тот момент, когда это именно то, чего ты хотел, вот оно, счастье. Постараться это ухватить, заметить, насладиться этим. Будучи дома — не думать о других вещах.
Вопрос12:55
Ива Аврорина:У вас двойное гражданство российское и бельгийское. Где вы живете?
Ответ
Живу и в Москве, и в Вене. А вообще часто мой дом там, где сейчас работает моя жена Светлана. По большей части времени она работает в Москве.

Ива Аврорина: Будет ли она выступать в этот раз на фестивале?

Ответ
Непременно. Но это будет после концерта официального закрытия фестиваля. Это будет совместный проект с нашим оперным театром.
Вопрос13:00
Алёна:Здравствуйте, меня зовут Алёна я заканчиваю МБОУ ДШИ №11 (ДЕТСКУЮ МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКОЛУ) по классу фортепиано. Хочу задать вам вопрос : было ли у вас такое , что вам хотелось бросить игру на инструменте и заниматься чем то другим? Если да , то пожалуйста расскажите как вы с этим справились.
Ответ
Сложный вопрос. Одна из составляющих — быть на сцене. Когда не хочется заниматься, нужно представить, что завтра ты окажешься на сцене, и понять, достаточно ли ты для этого готов.
Другой вопрос — количество занятий. Много — не всегда хорошо.
Также важно понимать, дело это всей твоей жизни или нет. Передо мной не стояло такого вопроса, так как не представлял себя в другой профессии.

Ива Аврорина: Зачем человеку, который не хочет быть музыкантом, музыкальное образование?

Ответ
Для того же, для чего и математика, и география. Мне кажется, что музыкальное мышление, знание музыки, азов гармонии, развития, формы, это также важно, как и знание математики.
Знание музыки поможет человеку в любом другом деле, также как нам, музыкантам, помогает знание, например, геометрии.
Вопрос13:03
Анастасия:Здравствуйте, Вадим Викторович! Хочу выразить Вам свою искреннюю благодарность за Фестиваль и за Ваше творчество. В прошлом году были на нескольких концертах в рамках фестиваля, в том числе на последнем, без дирижера. Это было очень проникновенно и искренне. Спасибо Вам за эти эмоции!
А вопрос мой не совсем касается фестиваля. Но я буду Вам очень благодарна за ответ. Я знаю, что Вы начали свой творческий путь с очень юного возраста. Дело в том, что мой сын проявляет огромный интерес к инструментам и к классической музыке. Сейчас ему 3,5 года, по собственному желанию он слушает очень много классики, очень много импровизирует на пианино, барабанах, блок-флейте. Насколько я могу судить, у него исключительный слух, чувство ритма и память. К сожалению, я не музыкант и не знаю, как с ним работать. А музыкальные школы и частные педагоги просто не берут детей такого возраста. Как работать с такими детьми и нужно ли вообще работать, дабы не отбить искреннее желание? Буду вам очень благодарна за совет и мнение! Спасибо!!!
Ответ
Нужно обязательно следовать жестам, которые ребенок сам делает, пытаться ему помочь. Если такой зов души у ребенка, пусть играет, он сам найдет свой путь.
Ива Аврорина13:04
Онлайн-конференция завершена. Спасибо за внимание.
Читайте также