NGS
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

1 м/c,

ю-в.

752мм 85%
Подробнее
5 Пробки
USD 94,32
EUR 100,28
Реклама
Город Прямой эфир онлайн-трансляция Запрос на справедливость: чего ждать обществу?

Запрос на справедливость: чего ждать обществу?

21 июня состоялась онлайн-конференция полномочного представителя президента в СФО Виктора Толоконского

21 июня на НГС.НОВОСТИ состоится онлайн-конференция полномочного представителя по Сибирскому федеральному округу Виктора Толоконского на тему «Запрос на справедливость: чего ждать обществу?».

В мае 2012 года Виктор Толоконский переназначен полномочным представителем в Сибирском федеральном округе.
В ходе онлайн-конференции он расскажет о своих новых задачах, о том, как власть планирует взаимодействовать с обществом, что нужно для развития инновационных проектов, как привлекать инвесторов, а также о решении основных проблем в регионах СФО.

Анна Богданова

Анна Богданова:
Добрый день, уважаемые посетители НГС! Мы начинаем онлайн-конференцию полномочного представителя президента в СФО Виктора Толоконского. Пожалуйста, задавайте свои вопросы. Текстовая версия будет выложена после завершения онлайн-конференции.

Тема сегодняшней конференции «Запрос на справедливость: чего ждать обществу?». Что это за запрос? О какой справедливости идет речь? Есть ли в текущей политике Новосибирской области что-то, что кажется вам несправедливым?

Ответ:
Я считаю, что в обществе в последнее время произошли достаточно серьезные изменения, обновления. Изменилось отношение ко многим процессам. Конечно, есть много проблем, которые волнуют наших граждан. Но если выявлять тренд, то мне кажется, это как раз стремление, запрос общества на более эффективную деятельность власти. Это стремление общества быть участником важных общественных, социальных, политических процессов. Активная часть общества стремится к диалогу с властью. Конечно, во всех этих стремлениях есть, на мой взгляд, очевидное желание к справедливому действию со стороны самых разных органов власти. Нельзя сегодня быть эффективным, если действуешь только по закону. Есть еще форма отношений с людьми, есть качество этих отношений, есть такие понятия, как доброжелательность, заинтересованность, а есть и совершенно обратные характеристики. Мне представляется, что в современных условиях задачи власти – учитывать эти изменения, стремиться к более эффективному, конструктивному диалогу с обществом, стараться постоянно усиливать создавать такую ситуацию, когда граждане должны быть уверены, что их слышат и их услышат. Не бывает чудес, нельзя все сделать так, как это хотелось бы всем гражданам – где-то на это требуется время, где-то – ресурсы, но быть услышанным, быть понятым – это, я думаю, совершенно обоснованное и опять же справедливое стремление граждан, которое власть должна учитывать.

Анна Богданова

Фаиг:
В чём сейчас заключаются функции пол.преда в Федеральном округе? За что он отвечает и не дублирует ли функции губернатора?

Ответ:
Функции и задачи полпреда серьезно отличаются от губернаторских. Если в самом общем виде, основная задача института полпредства – это содействовать, обеспечивать эффективную реализацию политики главы государства. Страна огромная и нужно контролировать выполнение постановлений, распоряжений главы государства. Реализовывать приоритетные объявленные программы, это требует и специальных организационных усилий, чтобы эта реализация была максимально эффективной, и функций контроля, чтобы эти законы, эти распоряжения, поручения эффективно выполнялись. Понятно, что для эффективной реализации политики президента России требуется и эффективная обратная связь. Мы не только должны быть проводниками политики президента в регионах, но и должны быть таким связующим звеном и обеспечивать эффективную обратную связь, доносить до президента те основные запросы, основные задачи, которые стоят в тех или иных регионах. У нас огромная страна - 8 федеральных округов. В СФО входят 12 субъектов федерации. Это и очень крупные регионы - Новосибирская, Омская, Томская области, Алтайский край, Кузбасс, Красноярский край, Иркутская область, и небольшие субъекты – несколько удаленные, специфические по своим природным и иным возможностям – это и Республика Алтай, Тыва, Хакасия. У полпреда есть специфические инструменты реализации этих целей и задач – мы организуем контроль, формируем специальные аналитические доклады для главы государства, выполняем функцию согласования, назначения на должности всех федеральных руководителей. Это очень большая номенклатура. Таких организаций очень много в каждом регионе. Мы стараемся в более масштабной форме организовать взаимодействие с населением. Во всех 12-ти субъектах работают специальные приемные для граждан. Во всех регионах, куда я приезжаю, несмотря на любой срок пребывания, на сложность и насыщенность программы, все равно провожу личные приемы, ну а в обычном режиме эти приемы ведут главные федеральные инспекторы, которые есть в каждом федеральном регионе. В Новосибирске – это мои заместители. В месяц я провожу таких приемов обычно 3-4. За прошлый год было 42 приема. Считаю очень важным получать информацию от граждан по разным проблемам. Это позволяет нам вносить более эффективные предложения для главы государства. Если еще так образно сказать, полпред является таким своеобразным связующим мостом между федеральным центром и нашими регионами.

Анна Богданова

Николай:
Вы были мэром Новосибирска, губернатором НСО, сейчас управляете всем СФО. Не мешает ли этот факт равноправно относится к другим городам нашего округа? Какой город, на ваш взгляд, более всего подходит для статуса "Столица Сибири"?

Ответ:
Безусловно, по всем своим характеристикам такой столицей является Новосибирск. Это не только самый крупный город, хотя это имеет серьезное значение - более полутора миллиона жителей. Это город наиболее насыщенный современной различной инфраструктурой, в том числе здесь сконцентрирован научный потенциал, развиваются исследовательские центры, университеты, современная наукоемкая экономика. Если к этому добавить выгодное географическое положение – концентрация транспортных путей и коммуникаций, за счет чего развиваются предприятия, выполняющие логистические, обслуживающие, инфраструктурные функции. Новосибирск по всем этим параметрам, безусловно, центр, в общем-то, где бы я ни был, во всех городах это принимается и признается. То, что я всю жизнь живу и работаю в Новосибирске, знаю все особенности города, проблемы, преимущества, недостатки и возможности, на мой взгляд, только помогает – с одной стороны я передаю этот опыт в другие регионы, с другой стороны я сейчас вижу очень много интересного опыта в других регионах. Я в Новосибирске знаю очень многих людей, отвечающих за самые разные сферы жизни, я могу всегда что-то подсказать, посоветовать, о чем-то рассказать, предложить. У меня каждый день десятки обращений к руководителями разных регионов, разных городов. Иногда по реакции на какие-то социальные проблемы – люди обратились с какими-то вопросами или появилась какая-то информация в СМИ, требующая решения определенных вопросов. А где-то это просто совет, рекомендация – как это, на мой взгляд, лучше сделать. Когда глава государства предлагал мне эту работу, то несколько раз подчеркивал важность повышения качества управления во всех регионах, ни раз акцентировал внимание на сформированном тогда у меня опыте и 6 лет мэром, и почти 11 лет губернатором, поэтому помогает. Сказать, что я в каких-то ситуациях принимаю какие-то решения в пользу Новосибирска? Во-первых, таких ситуаций, как правило, не бывает, во-вторых, у меня хватит объективности в том, чтобы все решения принимать с позиции здравого смысла, обоснованно, аргументировано, в пользу развития всех регионов. Я нисколько не преуменьшаю значения того, что для решения многих проблем Сибири, нужно уделять внимание развитию маленьких регионов, не с такой развитой экономикой.

Анна Богданова

Андрей:
Большинство опрошенных на НГС.НОВОСТИ новосибирцев выразили отрицательное отношение к возможности перенести столицу в Новосибирск. Насколько реальны разговоры о переносе столицы в Новосибриск?

Ответ:
На мой взгляд, это больше теоретический разговор, абстрактный. Вряд ли эту задачу можно рассматривать как управленческую. Нигде она основательно не рассматривается на официальном уровне. Как эксперт, руководитель могу сказать, что вряд ли эта задача может быть результативной. В условиях России такая реформа потребует огромного времени и ресурсов. У нас сейчас нет ни времени, ни ресурсов. Нам нужно время, чтобы ничего не упуская решать задачи развития, а любые структурные решения будут отвлекать управленческие силы. Ну и, повторюсь, это очень большие ресурсы. Даже полуторамиллионный Новосибирск сегодня совершенно не обладает должной инфраструктурой для размещения необходимого объема государственных органов и структур. Кроме того, я думаю, что вообще эти идеи со временем будут ослабевать. Когда-то я помню, еще в середине 80-х годов говорили о неудобствах, проблемах средств связи, о разнице часовых поясов, что связь не настолько оперативная. Сейчас современные средства решают эти проблемы. Я и в Новосибирске сегодня, например, большую часть совещаний провожу в видеорежиме. Это можно делать и из Москвы, и из любого другого места. Думаю, что на эту идею часто влияет осознание проблем не столько наличия государственных структур в Москве, сколько вообще проблем этого огромного мегаполиса. Но эти проблемы формируются не столько размещением государственных органов, есть много исторических ошибок, когда в Москве концентрировалась вся экономика. Я помню, на разных совещаниях говорил, зачем в Москве таможенные склады, таможенное оформление грузов, которые приходят из того же Китая, чтобы потом, чтобы через Москву, через московский регион развозить эти товары по всей стране. Это можно сделать в других точках и совершенствовать эту логистику, не перегружать Москву совершенно излишними функциями. Можно легко стимулировать развитие как раз в сибирском регионе развитие современной экономики, современной науки, чтобы децентрализовать, сделать много дееспособных центров и т.д. Поэтому я не считаю это какой-то управленческой задачей и, наверное, поддержал бы большинство новосибирцев, которые с сомнением восприняли это предложение.

Анна Богданова

Владимир:
Кто такой Роман Путин? Зачем он понадобился губернатору в качестве советника?

Ответ:
К сожалению, с Романом Путиным я не знаком. Я не обсуждал это решение с губернатором Юрченко. Мне трудно здесь что-то сказать. Лучше спросить у губернатора.

Анна Богданова

Антон Владимирович:
Добрый день! Вопрос: Скажите пожалуйста когда начнутся выплаты по Губернаторской программе Молодая Семья ? Выплаты не производятся с конца февраля,ав СМИ Министр ЖКХ Вершинин Д. утверждает что выплаты идут. ГДЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ???

Ответ:
Программу эту никто не отменял. Я возьму эти обращения на срочную проработку. У меня были такие сигналы, но они скорее касались не отсутствия выплат, а были направлены на то, что по правилам, которые действуют сейчас, отдельным категориям молодых семей эта субсидия может быть выплачена, а каким-то категориям – не может. Мне задавали как раз вопросы, связанные с этим. В 2009 году, когда я еще был губернатором, мы принимали решения, когда выплаты должны были получать все граждане, которые покупают квартиры в новых домах – все без исключения, мы совершенно не рассматривали их возраст, профессиональную деятельность, материальное положение и т.д.
А вот по вопросу о том, почему прекратились выплаты, я буду срочно разбираться, и через несколько дней мы донесем информацию для СМИ. Убежден, что такая программа должна действовать и не может прекращаться.

Анна Богданова

Александр:
Уважаемый Виктор Толоконский! Чуть более двух лет назад, публично, по телевидению, после ареста господ Солодкиных, Вы заявили , что это достойные и приличные люди. Изменилось ли Ваше мнение сегодня, после утверждения Прокуратурой обвинительного заключения и передачи дела в суд.Как Вы поступите в случае если судом они будут признаны виновными? Ведь работали они и под Вашем руководством тоже.

Ответ:
Я ни тогда, ни сейчас не менял своего отношения и к людям, и как я себе представляю ход следствия, там нет такого, что бы опровергало эту позицию. Да, наверное, есть может быть в каком-то моральном плане какие-то контакты, какие-то взаимодействия, которые могут вызывать какие-то нарекания, но я как гражданин, ни как полпред, а как гражданин, как человек знающий этих людей, давно, подробно, убежден, что то, что инкриминируется следствием, либо не совершалось, либо трактуется следствием не совсем точно и обоснованно, но дело будет рассматривать суд. Любое решение суда, вступившее в законную силу, признается, уважается, поэтому я надеюсь, что суд, который предстоит, разберется обоснованно, эффективно, и если вина в чем-то будет доказана, значит, суд примет какие-то решения. Если доказательств как таковых нет, то я надеюсь, что суд здесь примет тоже обоснованное решение. Еще раз подчеркиваю, я Александра Наумовича знаю давно, с 70-х годов, он работал начальником управления физической культуры и спорта, и работал эффективно. По-моему следствие никаких тут ему не предъявляло обвинений по поводу его профессиональной деятельности. Давайте подождем суда и тогда уже будем делать какие-то выводы.

Анна Богданова

Роман:
Здравствуйте Виктор Александрович. Озвучте Ваше мнение - Есть ли в Новосибирске мафия?
Спасибо.

Ответ:
Может быть, в таком классическом понимании этого слова вряд ли можно говорить об этом. Предполагаю, что в регионе есть преступность, есть связь каких-то криминальных личностей с представителями власти, государственных органов. Какие-то факты выявляются, расследуются. Наверное, многого соответствующие органы не знают, не проводят достаточных расследований, но думаю, что эта проблема есть и ей нужно достаточно активно, серьезно заниматься.

Анна Богданова

Ирина:
В Новосибирске существуют огромные транспортные проблемы. Постоянно пробки. Планируется ли дальше строить в метро? Как вы относитесь к проекту развития скоростного трамвая?

Ответ:
То, что большие города, в том числе Сибири, Новосибирск, оказались не готовы к такому темпу автомобилизации, это совершенно точно, и, поэтому, сегодня проблемы движения транспорта, пробки – это острейшая ситуация, требующая принятия самых энергичных мер и действий, направления очень больших бюджетных, финансовых ресурсов на строительство транспортных коммуникаций, транспортных развязок. Конечно, сейчас метро уже не может решить всех проблем. Когда начиналось строиться метро, исходили из того, что наземного транспорта мало, он перегружен, а нужно развивать перевозки пассажиров. Мы говорили о холодной зиме, о суровом климате, что метро – это комфортный вид транспорта. В то время дороги еще не были перегружены, машин было мало. Мы не могли предположить, что столько машин будет в личном пользовании. Сейчас, даже в тех городах, где действует метро, в Новосибирске, все-таки сеть метро достаточно развита, все равно очень многие люди предпочитают передвигаться на своем автомобиле. И поэтому, конечно, сегодня более острая проблема – это развязки, строительство транспортных магистралей, строительство парковок для решения наземного транспорта. Убежден, что если построить еще 4-5 станций метро, это практически не скажется на транспортной проблеме. Думаю, что такие масштабные проекты строительства метрополитена в Новосибирске вряд ли будут, но уверен, что будет продолжено строительство метро до пл. Станиславского. Есть проект, есть все решения. Думаю, что в перспективе будет проектироваться и может быть продолжена ветка по Красному проспекту в сторону аэропорта Северный, думаю, что и будет продолжена линия от Золотой нивы до Гусинобродского шоссе. Есть определенные планы на строительство метро в Омске. В других городах таких планов нет. Но в очень крупных городах, в центрах регионов действительно разрабатываются проекты скоростного трамвая, скоростного электропоезда - у нас есть в пригородном сообщении такие линии, которые выполняют функции грузовых перевозок, а могут использоваться как уже проложенные линии для скоростного движения электротранспорта. В условиях Новосибирска мне представляется очень интересным направление от центра города в Академгородок и в Бердск. Эта железнодорожная магистраль не очень загружена грузовыми перевозками. Есть дублирующие линии, если вложить ресурсы и обеспечить защищенность этой трассы, исключить переезды, сделать развязки в двух уровнях, проложить эту магистраль почти в полутоннелях, чтобы не было рисков, то я думаю, что можно обеспечить скоростное движение и эти вложения будут во много раз, на порядок меньше, чем если строить на такое расстояние подземную магистраль. В каких-то случаях это трамвай, но тоже должна предполагаться защита этой линии от каких-то пересечений. Это тоже достаточно сложное инженерное сооружение. В Новосибирске, я знаю, такой проект разрабатывается, тоже думаю, что в перспективе без этого не обойтись. Вообще, сейчас очень важно преодолеть ту диспропорцию, которая сложилась на дорогах в крупных городах, вкладывать в транспортные коммуникации больше ресурсов. Нужно решать проблему на новом техническом уровне. Это должны быть разделенные трассы, без перекрестков и переходов, обязательно в крупном городе должны быть такие магистрали, которые исключают длительное движение транспорта в черте города.

Анна Богданова

Владимир:
Противодействовали ли вы связи криминальных структур, власти и правоохранительных органов в Новосибирске и если да то как?

Ответ:
Конечно, это всегда задача власти, для это есть и много конкретных инструментов. Могу привести простой пример. Когда я начинал работать губернатором в 2002 году, ко мне поступало много обращений новосибирских и иногородних компаний по поставкам угля, медикаментов. Тогда еще не было известного 94-го закона о госзакупках. В то время мы разработали в инициативном порядке программу и уже в 2002 году проводили электронные торги по расходам областного бюджета. Площадка была в Москве, чтобы не было никаких контактов, заполнялся универсальный бланк. Если сейчас в существующей редакции 94-го закона в степень возведена процедура, а не результат, то там мы как раз добивались результата – ставились очень жесткие задачи по снижению цены. Цена приобретения медикаментов у нас в регионе была почти вдвое ниже, чем в соседних регионах. Цена закупа угля была в полтора раза ниже, чем у соседей. Кто-то обижался на это, кто-то пытался как-то нарушить. Я помню, что тогда даже глава государства рассматривал наш опыт, приехали эксперты контрольного управления, сделали заключение, что мы это делаем по не совсем существующему тогда закону. Но мы все равно твердо стояли на своем, и вот только через пять лет появился федеральный закон, который впитал элементы нашей системы. Я всегда говорил, что все расходы бюджета должны быть прозрачны, публичны. Второе – нужно исключить какие-то индивидуальные согласования, нужно всегда принимать решения коллегиальными органами, причем не из представителей власти, а из общественности. Этому я тоже уделял внимание, когда создавались общественные комиссии по использованию и распределению бюджетных средств. И я убежден, что одних инструментов, механизмов недостаточно, нужно иметь еще и нравственный фундамент, нравственную базу, то есть быть моральным авторитетом для тех специалистов, для тех людей, которые с тобой работают, нужно так строить свою жизнь, свои отношения с обществом, с людьми, чтобы всем были понятны эти требования. И мне казалось, что это понималось моими коллегами, но были случаи, когда ко мне просто приходили какие-то специалисты и говорили, что им не подходят такие принципы и они будут реализовывать себя лучше в бизнесе. Я считаю, что выбирая государственную службу, человек должен взять на себя осознанно, спокойно, без всяких сожалений очень много ограничений по своей роли, своему поведению, своему отношению к жизни. Считаю это обязательным.

Анна Богданова

Иван:
Как вы оцениваете оппозиционную активность новосибирцев во время президентских и думских выборов?

Ответ:
С одной стороны я уже говорил, что активность населения в целом возросла и есть совершенно очевидные факты, когда люди, которые еще совсем недавно не обращали внимание на это или очень индифферентно и пассивно к этому относились, сегодня выражают свое мнение. К сожалению, и в Новосибирске есть примеры, когда какая-то протестная активность граждан если уж не провоцируется, то во всяком случае не находит адекватной реакции власти, чтобы ее преодолеть. Вот та пресловутая проблема льгот на транспорте для пожилых людей, нежелание принять закон о льготах, на мой взгляд показывает неэффективность, неубедительность региональной власти. Такие решения по предложению граждан можно принимать гораздо быстрее, эффективнее и не создавать условия для таких протестов. В то же время мне кажется, что каких-то особых агрессивных форм это не принимало в нашем регионе, также как и во всех сибирских регионах. Я думаю, что сегодня есть все условия, возможности для диалога, эффективного взаимодействия власти и общества, проведения открытых обсуждений каких-то волнующих людей проблем, нужно больше диалога, чтобы люди понимали, что их слышат и понимают.

Анна Богданова

Фека Протоплазмов:
Здравствуйте, Виктор Александрович!
Вот сейчас ругают молодых "протестантов" на улицах, дескать, оккупают они Абая, всё протестуют и т.п.
Собственно вопрос, а какие политические взгляды и убеждения были в молодости у вас? Разумеется, кроме официальных ВЛКСМ и КПСС.

Ответ:
За всю жизнь у меня не очень менялись какие-то убеждения, я всегда считал, что основой жизни, основой отношений между людьми должны быть честность, порядочность, доброта, любовь, то есть те ценности, которые прописаны в заповедях, общественной морали. Да, наверное, все-таки, несмотря на то, что я вырос и формировался как личность в советское время, в условиях достаточно жестко построенной системы, я больше сторонник демократических принципов организации общественного устройства. Я не сторонник увлечения какими-то жесткими запретами, совершенно считаю неприемлемым присвоение какими-то государственными институтами права решать за граждан, что как нужно делать, как лечиться, как учиться. Я убежден в том, что чем сильнее человек в себе чувствует внутреннюю свободу, тем он больше себя реализует в профессии, больше себя реализует как личность. В то же время я всегда понимал, что демократия не равнозначна вседозволенности. Она должна соотноситься и с гражданином, и с обществом. Это не должно быть каким-то противоречивым процессом. Я толерантен ко взглядам, считаю, что те многие сегодняшние движения, которые считаются протестными, не должны игнорироваться или пресекаться, они должны рассматриваться обществом, государством. Очень важно, чтобы государственные институты правильно формировали среду, базовые отношения, тогда различия вкусов, идеологий, религий не будут риском, не будут опасными для общества. Это будет нормальным разнообразием, когда каждый человек будет себя чувствовать свободным и защищенным.

Анна Богданова

Ирина:
Добрый день. Расскажите, пожалуйста, какие экологические проблемы, на ваш взгляд, существуют в СФО в целом и в НСО в частности и что конкретно вы можете сделать для их решения?

Ответ:
Как и везде, экологических проблем много, они разные. Есть типичные экологические проблемы больших городов, где большая концентрация транспорта при неразвитой дорожной сети. Это всегда экологическая проблема. Есть проблемы крупных промышленных узлов от какой-то специфической экономики. В Красноярском крае Норильский никель – сложнейшее, с массой экологических последствий производство. На территории округа несколько алюминиевых комбинатов. В Сибири еще в советское время было построено очень много крупных ГЭС, это проблемы экологии рек, водохранилищ. Есть такая сложная экосистема, где требуются точные и иные подходы к организации хозяйственной жизнедеятельности, - озеро Байкал. Конечно, сегодня на федеральном уровне, в Иркутской области власти вырабатывают решения по устранению тех последствий, которые дает Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Думаю, что в самое ближайшее время будет принято решение, исключающее всяческое экологическое влияние не только на само озеро Байкал, но и на экосреду вблизи. Есть какие-то специфические проблемы малых поселений – где-то не хватает воды, где-то требуется принятие специальных решений по устранению уже сложившихся экологических последствий. Я не скажу, что в Сибири эти проблемы сильно отличаются или намного острее, чем в других макрорегионах – на Урале, в Поволжье, на Юге. Такие проблемы есть во всех макрорегионах, но то, что к экологической проблематике нужно усиливать внимание, совершенно точно. Экологичность обязательно является критерием принятия каких-то программных решений. Не может быть, как это уже допускалось в советское время, что какое-то производство настолько нужно, что можно проигнорировать какие-то экологические последствия. Сегодня любое развитие должно быть экологичным в самом широком смысле. Все делается во имя человека, при этом искусство управления, ответственность власти в том, что принимая решение сегодня, мы должны думать не о текущих последствиях, а о долговременных последствиях. Если эти принципы соблюдать, то экологическая составляющая приобретет очень серьезное значение, серьезный смысл при выработке и принятии управленческих решений.

Анна Богданова

Олег:
Как вы думаете, правильно ли депутаты сделали, что установили штраф за пропаганду гомосексуализма?

Ответ:
Наверное, да. Может, во мне говорит консерватизм, может кто-то воспримет это как противоречивую информацию относительно той, что я говорил выше о свободе вообще и о свободе внутренней. Но мне кажется, что в стремлении к свободе и защищенности общество должно исключать какую-то навязчивую, агрессивную пропаганду того, что общество не считает здоровым, не считает правильным. Это, как мы говорим про многие вещи, нельзя запретить в принципе, но это нельзя и навязывать обществу, это нельзя показывать обществу, это нельзя допускать как полное общественное невнимание, игнорирование тех или иных процессов.

Включите поддержку JavaScript в браузере
Мы очень хотим показать больше новостей, но у Вас отключен JavaScript
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления