Улицы с крыльями

Прогулка по району, в котором приземлился первый авиарейс в Новосибирск, — пассажиров первого аэропорта сменили скандальные выставки и доставщики пиццы, а живущие вокруг горожане считают это место лучшим в городе

 
 

17 мая исполняется 88 лет Западно-Сибирской авиации — старт ее развитию в Новосибирске был дан первым рейсом с аэродрома, который впоследствии стал первым городским аэропортом, — Новосибирск-Северный. Его звезда взошла и угасла, и хотя сейчас аэропорта функционально уже не существует, его здание признано памятником, а жилые дома вокруг объединены в микрорайон «Аэропорт». Корреспонденты НГС.НОВОСТИ пробрались в старое здание, где больше не толпятся пассажиры самолетов, погуляли по зеленым дворикам и расспросили жителей, почему они не хотят переезжать.

Аэропорт Новосибирск-Северный некогда был вторым городским и первым гражданским аэропортом и ведет свою историю с 1929 года — 17 мая, в день первого гражданского рейса, ему исполняется 88 лет. Этот день считают и днем авиации Западной Сибири и Новосибирска, говорит историк, сотрудник Музея Новосибирска Констанстин Голодяев. «Но перенесли аэродром с Закаменки лишь в конце 1930 года, — отметил он. — Тогда же аэростанцию переименовали в Новосибирский аэропорт Всесоюзного объединения Гражданского воздушного флота, и стали его обустраивать».


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


Первый деревянный аэровокзал здесь построили только в 1934 году, а уже через год его сменил каменный одноэтажный — здание, когда-то принимавшее пассажиров самолетов, до сих пор стоит внутри троллейбусного кольца и со временем приходит в упадок. Окна выбиты местами вместе с частью кирпичной кладки и со стороны места отстоя троллейбусов закрыты металлическими профлистами, а внутри явно не первый год копится мусор.


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


Историк замечает, что старое здание аэровокзала уже не сохранить, зато построенное в 1956-1957 годах признано памятником архитектуры. Изначальный проект — типовой для зданий вокзалов, но был доработан архитекторами Жигаловой и Углицких. Массивное здание с липами по обе стороны крыльца, колоннами, балюстрадой и декором окон построили на замыкании перспективы улицы. «Если бы перед ним не было объезда для троллейбусов, эта перспектива четко бы раскрывалась, — говорит архитектор Игорь Поповский. — Этот объект всегда хорошо виден, и вокруг него все крутилось».


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


Помимо архитектуры, здание отличается и качественными интерьерами, замечает Поповский, и то, что они сохранились, большая редкость для сталинского ампира. При этом сохранились не только колонны и балюстрада второго этажа, но и лепные пилястры, и гранитный пол, и предметы авиационного прошлого: рамки металлоискателей, кресла в зоне ожидания, вывески, указывающие выход на посадку и на стойку регистрации.


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


В свое время здесь проходила скандальная выставка «Родина» (параллельно с распродажей дешевых тапок, ванн и унитазов), но сегодня балюстрада под куполом и гулкие коридоры пусты — такое ощущение, что ты оказался не в советском здании, а в храме, где даже говорить стараешься шепотом.


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


По данным справочника 2ГИС, сегодня в здании работает 12 организаций, среди которых автошкола, транспортно-туристическая и торгово-производственные компании, фотостудия и служба доставки пиццы — результаты ее работы свалены грудой возле одной из лестниц. Когда-то здесь был ресторан — хороший, но малоизвестный, вспоминает Константин Голодяев. Сейчас вместо ресторана на месте помещения дежурной части работает скромный буфет.


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


Летное поле приспособили под автодром автошколы, летом здесь также работает автокинотеатр, периодически проходят фестивали, которые собирают многотысячные толпы новосибирцев.


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


Для летчиков, работников аэропорта и авиазавода (на котором, кстати, ремонтировали советские фронтовые самолеты) выстроили целый соцгородок с собственной торговлей, баней и ДК. Одна из местных жительниц, пенсионерка Любовь Альфонсовна, рассказала, что небольшая баня была возле дома по ул. Аэропорт, 55, но ее уже успели снести — сейчас на ее месте лишь огороженный пустырь. Построенный в 1938 году ДК тоже не узнать: сегодня в здании по его адресу (ул. Аэропорт, 88) находится развлекательный комплекс с боулингом, караоке и пабом.


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


Вместе с домами в свое время здесь построили и необходимую инфраструктуру. Всего в микрорайоне 5 детских садов, но попасть в них непросто, как и везде в городе, говорит местный житель Сергей. На ограде школы еще сохранились «крылья» логотипа «Аэрофлота», из которых кто-то старательно выпилил все серпы и молоты. Сама школа, по мнению Сергея, «средняя», и свою дочь он намерен определить в какую-нибудь другую школу, но пока об этом не задумывался.


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


Большая часть домов в микрорайоне типовые, некоторые кирпичные, некоторые шлакоблочные. Но двойной дом по ул. Аэропорт, 5-6 в микрорайоне такой один: он похож на те дома, что строили для летчиков-испытателей на ул. Авиастроителей, с просторным центральным подъездом и большими квартирами, только пониже. Табличка на фасаде извещает о том, что в нем в 1935–1941 годах жил Герой Советского Союза, летчик-бомбардировщик Сергей Даньшин. Отсюда, в частности, начинается так называемая верхняя зона микрорайона, упирающаяся в сквер им. Чаплыгина.


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


В центральном подъезде всего шесть 4-комнатных квартир, а вот живущих здесь семей значительно больше, рассказал местный житель Сергей Огородников: почти все квартиры — коммунальные. Состояние у дома плачевное, посетовал он, за последние 30 лет никто ничего не делал, а когда-то, по сведениям мужчины, здесь жила административная элита — правда, автор так и не поняла чья.


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


Верхняя зона микрорайона утопает в зелени и аромате цветущей черемухи. Видавшие виды домики с лепными карнизами и обрамленными колоннами крылечками подъездов и балконами слегка напоминают «сибирскую Флоренцию» — Расточку. Схема застройки здесь тоже похожа: дома расположены так, что между ними остается достаточно места и для газонов, и для парковок.


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


Совсем по-домашнему здесь во двориках сушится белье, на карнизах греются кошки, а большая часть подъездов запирается только на ночь — кажется, таким и должен быть размеренный и благополучный пригород. В прошлом году в результате опросов микрорайон вошел в число самых благополучных, откуда люди не хотят уезжать. 


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


Но хулиганство встречается и здесь, посетовала жительница дома № 22 Мария Беспалова: например, кто-то оборвал с клумбы у их дома тюльпаны, которые жители высадили сами. «Приезжала комиссия, признала наш двор самым аккуратным, самым чистым, — гордо говорит она. — Это кто-то чужой, потому что наши не могли».


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


Содержание жилья в микрорайоне обходится в 3–5 тыс. руб. в зависимости от площади, но жители признались, что некоторые УК задирают тарифы до 77 руб. за 1 кв. м, другие вовсе отказываются от старых малоквартирных домов. Юлия Провизион рассказала, что их 8-квартирный дом добровольно отказался от услуг дворников, и сейчас жители самостоятельно поддерживают на территории порядок. «У нас сосед есть, зеленая изгородь — его личная инициатива. Его никто не просит, он вышел, 2-3 раза за год подстриг», — показывает она на ровно подстриженные клены у дома.


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


Юлия считает микрорайон идеальным местом для жизни и говорит, что переезжать отсюда не стала бы. Пожаловалась только на чиновников: каждый раз перед выборами обещают благоустроить сквер, но в итоге все остается по-прежнему, только облицовочный гранит вокруг клумб заменили какой-то современной плиткой.


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


Ее сосед Сергей рассказал, что в 80-х здесь проектировали фонтан и собирались поставить статую Юрия Гагарина (раньше это был сквер им. Гагарина), но с развалом СССР все забросили. «Раньше в сквере на 9 Мая, на День города куча народа была, потому что видно было салют. Сейчас уже бессмысленно, [новостройки на Северной загородили]», — добавляет Юлия. Скверу тоже неоднократно грозила застройка, но каждый раз жители сплоченно вставали на его защиту. В итоге в его территорию вмешалось пока только здание грузинской кухни.


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


Среди нынешних жителей микрорайона и сегодня очень много семей, так или иначе причастных к авиации. У одних в семье есть летчики, у других — работники авиазавода. «Я утром иду за газеткой, около 8 утра, а весь завод идет работать — тут такая толпа, как на демонстрацию», — смеясь, отвечает Любовь Альфонсовна на вопрос, много ли осталось в микрорайоне «авиаторов». Но есть среди жителей и работники приборостроительного завода: например, долгое время домом № 12 по Мочищенскому шоссе руководила Нина Бобровская, которая работала именно там. За это время в доме перекрыли крышу и заменили трубы водоснабжения, обновили фасад, сейчас меняют проводку. 


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


«Мы за свои деньги ремонтировали, — рассказывает Нина Егоровна. — Но если я пришла, мне никто не отказывал: раз Егоровна пришла, значит, надо. Мне говорили: эта бабка не вылазит из кабинета управляющего — это точно, я не вылазила». Эти дома, вспомнила она, частично строили сами работники завода: «После работы приходили и строили сами свои квартиры». Большинство домов построены хозспособом, а жильцы могли мигрировать по дому, обменивая комнаты и квартиры. 


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


За границей микрорайона начинается частный сектор, и дома там порой сильно контрастируют с теми, в которых живут «авиаторы».


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


В правой части микрорайона небольшие дома 50-х смешиваются с хрущевками и 9-этажными «панельками». Дом № 56 наверняка может претендовать на звание одной из самых длинных хрущевок в городе: она огибает сразу четыре 8-квартирных дома с дворами.


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


Дома на Красном проспекте, 232 и 232/1 находятся уже на границе микрорайона и построены незадолго до того, как аэропорт перестал быть аэропортом. Местные жители говорят, что в таких относительно новых домах живут преимущественно молодые семьи. По другую сторону проспекта расположен Сибирский Кадетский Корпус, и в сквере то и дело видно то прогуливающихся с колясками родителей, то компании молодых кадетов.


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


Самое новое здание в микрорайоне — бизнес-центр «Аэропорт». По данным сайта застройщика, «Новосибирской градостроительной компании», его строительство подходит к завершению с августа 2015 года, но все никак не подойдет.


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


В перспективе микрорайон может увеличиться не менее чем вдвое: всю огромную территорию аэропорта предполагается застроить жильем и даже провести сюда метро — по крайней мере именно такие планы строили проектировщики в рамках генплана города. По информации одного из авторов проекта планировки, Владимира Ермишкина, проектированию жилья здесь мешала вертолетная база Росгвардии, но вроде вопрос с ее переносом уже практически решен.


Улицы с крыльями (фоторепортаж)


В обозримом будущем старые дома микрорайона не тронут — они в сравнительно хорошем состоянии, хотя шлакоблочные придут в негодность значительно быстрее кирпичных, отмечает Игорь Поповский. Стилистику аэропорта проектировщик в архитектуре нового жилмассива сохранить не обещает, хотя само здание сохранится — ради этого даже придется повернуть Красный проспект, который до этого места идет прямо. По мнению Владимира Ермишкина, застройка нового района и не должна подстраиваться под старые здания. «Нельзя подделываться, эпоха ушла, — уверен он. — Вообще архитектура — это выражение технологических возможностей данной эпохи. Если бы у древних зодчих были те материалы и технологии, что сейчас, они бы совсем другую архитектуру рисовали».

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено