NGS
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+8°

пасмурно, без осадков

ощущается как +4

3 м/c,

сев.

758мм 36%
Подробнее
6 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Город Поделился собой

Поделился собой

Новосибирец впервые спас своими стволовыми клетками умирающего ребенка — россиянам только через год разрешат побеждать таким способом многие неизлечимые болезни

Новосибирец впервые стал донором стволовых клеток для ребенка с онкологией, который проходит лечение в Санкт-Петербурге. Новый вид донорства может спасти человеческую жизнь в ситуациях, когда бессильны все остальные медицинские технологии, однако в российской медицине клеточные технологии пока спасают меньше человеческих жизней, чем могли бы. Как применяются, от каких болезней спасают донорские стволовые клетки и почему их не хватает — в материале НГС.НОВОСТИ.

Справка: Гемопоэтические (кроветворные) стволовые клетки образуются в костном мозге человека и являются родоначальниками всех клеток крови: лейкоцитов, эритроцитов и тромбоцитов. Пересадка (трансплантация) гемопоэтических стволовых клеток — высокотехнологичный метод терапии, широко и успешно используемый в мире для лечения более 60 тяжелых заболеваний, в том числе онкологических — различных форм лейкозов и лимфом. При этом трансплантация стволовых клеток часто является единственным способом спасения жизни больного. Гемопоэтические (кроветворные) стволовые клетки, своевременно трансплантированные больному, способны восстановить его кроветворение и иммунитет. Одним из главных условий успешной пересадки больному донорских гемопоэтических стволовых клеток является их тканевая совместимость по антигенам лейкоцитов человека.

Новосибирский центр крови впервые провел забор стволовых клеток у донора. Первым новосибирским донором стал 32-летний новосибирец Андрей Тихов. Его клетки понадобились ребенку, который болен раком крови и проходит лечение в Санкт-Петербурге. 21 июля этому ребенку выполнили трансплантацию гемопоэтических стволовых клеток костного мозга от новосибирского донора, говорится на сайте Центра крови. В результате эта процедура стала первым случаем участия жителей Новосибирской области в программе неродственного донорства, хотя лаборатория, где проводится иммунологическое типирование крови людей, которые выразили желание стать донором стволовых клеток или костного мозга, была создана еще в 2014 году.

В центре крови корреспонденту НГС.НОВОСТИ уточнили, что информация о пациенте, которому были трансплантированы клетки от новосибирского донора, конфиденциальна по закону о донорстве. По данным центра, 1,5 года назад Новосибирск вошел в общероссийский регистр стволовых клеток, представляющий собой единую базу доноров, через которую медики находят больному подходящего донора. Общероссийский донорский регистр гемопоэтических стволовых клеток костного мозга ведется в медицинском научно-производственном центре «Росплазма» в Кирове.

В пресс-службе правительства Новосибирской области сообщили, что во всероссийском регистре доноров стволовых клеток и костного мозга на данный момент почти 58 тыс. человек, из них около 1 тыс. — жители Новосибирской области. По данным «Росплазмы», ежегодно в России в операции по пересадке гемопоэтических стволовых клеток нуждаются 1,5 тыс. детей с диагнозами рак, лейкоз, лимфома.

Трансплантацией гемопоэтических стволовых клеток (аллогенными трансплантациями), но только от родственных доноров (брат, сестра) в Новосибирске занимаются в клинике иммунопатологии (создана при НИИ фундаментальной и клинической иммунологии). Главный врач клиники, заведующая гематологическим отделением Ирина Крючкова объясняет: это связано с тем, что у клиники есть доступ только к регистру, в котором находятся только российские доноры.

С ее слов, в аллогенных трансплантациях нуждаются практически все больные с острыми лейкозами (онкологическое заболевание, первично возникающее в костном мозге в результате мутации стволовой клетки крови. — Н.Г.), а также больные, у которых развился рецидив после аутотрансплантации (собственных здоровых клеток). «Самые высокие результаты — по крайней мере острых лейкозов — достигнуты именно при аллогенных трансплантациях», — говорит Ирина Крючкова, добавляя, что можно даже говорить о полном выздоровлении пациентов в результате такого лечения.

Потенциально новосибирские медики могут провести трансплантацию и от неродственного донора, но проблема в том, что российский регистр слишком маленький. «Мы, например, протипировав пациента, можем зайти и посмотреть в регистре совпадения по существующим донорам, но пока мы ни одного донора для себя не находили, а выход в международную базу имеют только Москва и Санкт-Петербург, поэтому дальше мы отсылаем данные по таким пациентам туда, а они уже ищут», — поясняет доктор.

За последнее десятилетие Нобелевские премии по физиологии и медицине дважды, в 2007 и 2012 годах, вручались за открытия, связанные с эмбриональными стволовыми клетками.

В России закон «Об обращении биомедицинских клеточных продуктов» вступит в силу только с 1 января 2017 года. Он сделает стволовые клетки полноправным типом медицинской продукции, подобно многим другим странам мира.

До этого времени клиники, легально применяющие методики клеточной терапии, работали на основании разрешений, выданных Росздравнадзором, а основная часть исследований и разработок на базе стволовых клеток были областью фундаментальной науки.

Неразвитость российского законодательства в области клеточных технологий лишает медицину стволовых клеток, которые подчас остаются единственным шансом для спасения людей с самыми разными заболеваниями, констатирует научный сотрудник центра интервенционной кардиологии клиники им. Мешалкина Артем Стрельников.

В клинике Мешалкина успешно прошли клинические испытания клеточных технологий при операциях на сердце; в частности, для пациентов с крупным инфарктом это — единственная технология, позволяющая продлить жизнь,

однако из-за того, что нет четкого законодательства, а также из-за отсутствия финансирования как высокотехнологичной медицинской помощи сейчас этот вид лечения не применяется, рассказал Стрельников.

«Во всем мире биоинженерия и биоклеточные технологии — это перспективное развитие медицины, однако в России эта область отстает от многих развитых стран», — говорит он.

Стволовые клетки костного мозга интересуют и частных инвесторов как направление для создания перспективных препаратов. В частности, новосибирская компания SFM Андрея Бекарева и Андрея Артамонова еще в 2013 году объявила о разработке препарата, который заставляет костный мозг взрослого человека вырабатывать стволовые клетки, необходимые для восстановления больных органов. Андрей Артамонов рассказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что проект существует и сейчас: «Проект идет, идут исследования, доклиника завершена». По словам предпринимателя, рабочее название препарата — G5.

Препарат должен помогать при большом числе заболеваний, но для того, чтобы препарат смог пройти как можно быстрее клинические испытания, он позиционируется прежде всего для лечения заболеваний печени — токсических и обычных гепатитов.

Настя Гринёва

Фото предоставлено Андреем Тиховым

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления