Здоровенное питание

Обычные новосибирские супермаркеты бросились торговать вкусной едой для богатых — курами по 300 рублей за кило и молоком по 120 за литр

Здоровенное питание

До Новосибирска дошла массовая мода на торговлю «фермерскими продуктами», которой раньше в основном увлекались магазины премиального формата. На прошлой неделе об открытии такого рынка объявили владельцы микрорайона «Пригородный простор», а незадолго до того проект в этом жанре запустил без особой помпы один из крупнейших ритейлеров региона — группа «Холидей». Корреспондент НГС.НОВОСТИ познакомился с модными продуктами, а заодно узнал, где еще в Новосибирске можно купить фермерскую еду.

Фермерский рынок на Толмачевском шоссе открылся в минувшую пятницу. Девелопером выступила компания «ПромГражданСтрой» — застройщик микрорайона «Пригородный простор».

Рынок стал частью так называемого ритейл-парка: это три однотипных корпуса типа ангар из профилированной стали, в которых кроме торговли продуктами питания будут со временем размещены дом быта и спортивный комплекс. Пока работает только продуктовая секция, и та заполнена арендаторами не полностью, — на сайте «Ритейл-парка» висит объявление о поиске арендаторов практически по всем категориям пищевых продуктов.

Павильон разделен на две половины. В первой торговля организована по принципу рынка — с большими прилавками, на которых широко разложен товар. Во второй половине помещение разбито на небольшие «комнаты», где работают уже отдельные магазины. Покупателя встречают большие автоматические вращающиеся двери (как в большинстве крупных ТЦ), которые для поддержания фермерского антуража обшиты необработанным деревянным горбылем. Им отделано внутри все — от стен до прилавков и декоративных навесов над прилавками.

Бóльшая часть продуктов на рынке мало отличается от того, что можно найти в любом торговом центре ярмарочного типа. Так, на мясной витрине наряду с колбасой, изготовленной некими ИП, лежит продукция производителей вроде Кудряшовского мясокомбината. Содержимое молочной витрины тоже мало отличается от того, что можно найти в крупном супермаркете.

Часть прилавков пустует, а в отделе «фермерских суши» пока нет вообще ничего, кроме вывески.

Единственный сетевой продуктовый магазин в «Пригородном просторе» — это «Холди Дискаунтер», который не предполагает особенно широкого выбора.

Тем не менее компания «Холидей», которой он принадлежит, сама не прочь поторговать «фермерскими продуктами». Так называемый «Фермер-центр» работает с весны этого года в супермаркете «Холидей Классик» на ул. Пархоменко. Магазин занимает бóльшую часть специально построенного для него одноэтажного модуля. Впрочем, никаких фермеров, предлагающих продукты собственного производства, не видно и здесь — по сути, это просто отдел в супермаркете, обозначенный специальной вывеской, с товарами предположительно фермерского производства: сырое мясо и фарш, колбаса, курятина, яйца, сметана и т.д.

Фермерские цыплята бройлеры стоят 298 руб. за килограмм (цена со скидкой для обладателей карт «Холидея»), яйца — 11 руб. за штуку, литр козьего молока — 120 руб., козье сливочное масло — 1700 руб. за кило.

Из сравнительно экзотических для городского жителя продуктов здесь можно купить барсучий жир (540 руб. за 100 г). На сайте можно увидеть и самих фермеров. Например, Вадим Медников из НСО поставляет перепелиные яйца и самих перепелов, Светлана Осокина из Республики Алтай — барсучий жир и дикорастущие лечебные травы, ИП Нестеров из Кузбасса — куриц, выращенных в вольерах, и т.д.

До сих пор фермерской едой в Новосибирске в основном торговали в дорогих, «премиальных» супермаркетах. Первым начала развивать направление группа «Новые торговые системы», сделавшая фермерские товары одной из «фишек» своего магазина «Бахетле», который она открыла по франшизе. Обычные покупатели порой с удивлением смотрели на фермерские яйца, которые стоили здесь в несколько раз дороже «обычных», с птицефабрики, но состоятельная публика, полюбившая этот магазин, поддержала начинание рублем. В свое время здесь впервые в городе на постоянной основе можно было купить супержирные (до 70 %) сливки, выращенных на свободном выгуле обычных кур и цесарок. Совладелец НТС Евгений Насоленко тогда рассказывал корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что закупщикам пришлось немало потрудиться, чтобы найти поставщиков, поскольку такого рода производители, как правило, не способны гарантировать нужные торговой сети объемы и ритмичность поставок. Также фермерской продукцией уже несколько лет пытается торговать сеть «Мегас». Здесь можно найти фермерских кур (около 300 руб./кг), цесарок (500 руб./кг), яйца (около 100 руб. за десяток), говядину местных поставщиков.

В самом «Пригородном просторе» объясняют необходимость создания «Ритейл-парка» тем, что существующая сетевая розница не удовлетворяет всех потребностей жителей микрорайона.

А гендиректор торгового холдинга «Сибирский Гигант» Александр Егоров говорит, что его компания занимается торговлей фермерскими продуктами уже больше 3 лет, однако активным спросом они начали пользоваться только в последние 1,5–2 года — после того как с полок исчезли импортные товары, попавшие под санкции.

«Люди просто нашли в фермерских продуктах замену санкционным товарам», — предполагает ритейлер.

Создатель фермерского кооператива NewKolhoz (расположен в районе Барабинска) Константин Терещенко напоминает, что разница в цене на фермерскую и «промышленную» продукцию объясняется уровнем издержек. Например, фермерские куры и утки проводят жизнь не в тесных птичниках (как на птицефабрике), а находятся на свободном выгуле и питаются естественными кормами. Отказ от специальных гормональных добавок, правда, приводит к тому, что птица набирает нужный вес только за 3–4 месяца, в то время как на большой птицефабрике для той же породы бывает достаточно 45 дней. К тому же на крупных фермах существенно выше уровень автоматизации, что также помогает им снизить издержки.

Главная проблема настоящих фермеров состоит в том, что им попросту некогда заниматься реализацией своей продукции, поэтому они вынуждены сдавать ее посредникам. Поэтому появление каналов, по которым фермерские товары могут найти покупателя, можно только приветствовать, говорит Терещенко. Пока же основным способом продать результаты своего труда для фермеров остаются продовольственные ярмарки.


Стас Соколов
Фото автора
НГС.БИЗНЕС
АФИША
SHE
НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ
НГС.АВТО
НГС.РАБОТА