«Он на зубах скрипит»

Эксперты изучили восемь марок самого популярного летнего напитка — они описали их аромат и вкус, выбрав лучший и худший

«Он на зубах скрипит»Все фотографии

В честь наступления июля, главного летнего месяца, НГС.НОВОСТИ собрали экспертов и попросили их продегустировать самые летние напитки — 8 газировок известных производителей под названием «Лимонад». Как выяснилось, содержимое бутылок под одним и тем же названием может отличаться не меньше, чем их этикетки, а высокая цена совершенно не гарантирует удовольствия от употребления напитка. Более того, некоторые из лимонадов оказались хороши только ароматом — пить их еще раз совсем не хотелось.

Для теста НГС.НОВОСТИ выбрали в магазинах 8 брендов, отличающихся по цене и месту производства. В качестве экспертов в тестировании согласились принять участие сомелье Антон Ермолаев, генеральный директор компании St. Patrick's Group («Уголок святого Патрика», «Буфет № 1», Red House и др.) Максим Коротких, совладелец производства слоеной карамели «Конфетку?» Ксения Эрдман, подросток Дмитрий Соколов, а также совладельцы производства джемов Zaklan Светлана Заклан (пищевой технолог по образованию) и Юрий Никифоров (как выяснилось, потомок одного из первых изготовителей лимонадов в Новониколаевске — производство находилось где-то в районе нынешнего театра «Глобус»).

Каждый лимонад эксперты оценивали по трем критериям — аромат, вкус и послевкусие, присваивая каждому критерию оценку от 1 до 10; таким образом, максимальная оценка — 30 баллов.

«Старые добрые традиции», Московская область, 46 руб. за бутылку 0,5 л

На самой бутылке и на этикетке крупными буквами написано «ГОСТ», что, видимо, должно быть свидетельством качества. А чтобы у потребителя совсем не оставалось сомнений — буквами поменьше написано, что в составе нет ГМО. И действительно, какое уж тут ГМО, если единственный натуральный ингредиент, похоже, сахар. Остальное — краситель, ароматизатор, регулятор кислотности — вполне можно сделать без генной модификации, химическая промышленность справляется.

«Ничем не пахнет», — озадаченно говорит Ксения. «Да, закрытый аромат», — подтверждает сомелье Антон. «По-моему, его водой разбодяжили, да и все», — приводит свою трактовку Юрий. Общее впечатление довольно унылое. «Хочется рот прополоскать» — такой общий итог.

Общая оценка — 10,8 балла, причем дегустаторам одинаково не понравились и аромат, и вкус, и послевкусие.

«Напитки из Черноголовки», Московская область, 61 руб.

На первый взгляд содержимое стаканов внушает оптимизм. В отличие от других лимонадов «Черноголовка» мутновата, как если бы это был напиток, только что сделанный из реальных лимонов. Но стоит поднести к носу стакан, как из него бьет волна совершенно нетипичных ароматов.

«Это что, маракуйя какая-то? А можно не пробовать?» — осторожно спрашивает Юрий. «Точно маракуйя, совершенно на лимонад не похоже», — вставляет Максим. «Кажется, что он на зубах скрипит. Неприятно это», — задумчиво замечает сомелье Антон, явно пытаясь освоиться в этом непривычном для себя мире разведенного водой сахарного сиропа с добавками. А Светлана озадаченно отмечает, что, несмотря на внешний вид, имитирующий натуральный лимонный напиток, никакого лимона в нем не чувствуется совершенно.

Общая оценка — 10,8 балла. Несмотря на более высокую стоимость, «Напитки из Черноголовки» делят непочетное 7-е место.

«Фруто», «Запсибкола», Новосибирск, 20 руб.

Самая дешевая газировка, от которой чего-то ждать вроде бы глупо. Но тест слепой, поэтому дегустаторы этого не знают. Тем не менее большинство сразу безошибочно определяет, что в отличие от других газировок эта сделана на подсластителях. «А что такого, это диетично», — философски замечает Максим. «Ага, хлебнешь и полчаса отплевываешься», — не соглашается на заменители Юрий.

Тем не менее дешевая «Фруто» опережает в общем зачете двух конкурентов, набрав 12,2 балла. Выше всего у нее оценили аромат — почти как настоящий. Наверняка химики долго бились над ароматизатором «настоящий советский».

«Бочкари», Бочкаревский пивоваренный завод, Алтайский край, 40 руб.

Продукция известного пивоваренного завода. На этикетке тоже написано «ГОСТ», правда, какой именно — можно узнать, только вооружившись лупой и прочитав контрэтикетку. От «Старых добрых традиций» отличается наличием консерванта, зато вода здесь «высшей степени очистки», что бы это ни значило.

«Он на зубах скрипит»
«Смолой отдает», — задумчиво произносит Антон. «Да-да — таежные травы», — подхватывает Юрий. «Да нет, какой-то фармакологический запах, как в лаборатории», — считает Ксения. Зато по поводу сладости мнение совпадает — ее тут с избытком. «Прямо карамелька», — улыбаясь, говорит Максим.

Действительно, на бутылке «Бочкарей» обещан двойной сироп. И, как оказывается, этот несложный прием работает — более сладкий напиток нравится больше. Общая оценка — 13,8 балла.

«Аян», Абакан, 24 руб.

Еще один лимонад известной пивоварни. Пробовали его вторым, так что участники дегустации еще находили слова для оценки тонких нюансов вкуса. «Чувствуется утрированный лимон, но вкус пустоват, все куда-то проваливается, как только жидкость исчезает с языка», — говорит сомелье Антон. «И правда, — замечает Юрий, перекатывая лимонад в пластиковом стаканчике, — послевкусие какое-то… менее элегантное».

Тем не менее с оценкой 14,1 балла абаканская газировка вырывается на 4-е место. Больше всего в ней понравился вкус — грубоватый, но узнаваемый.



«Карачинский источник», Новосибирская область, 36 руб.

Не все знают, но производитель знаменитой минеральной воды «Карачинская» уже почти 3 года делает неплохую газировку. На контрэтикетке также указан ГОСТ, правда, в глаза это не бросается. Еще меньше бросается в глаза перечисление пищевых ароматизаторов (лимон, банан и ваниль). Но коктейль получился неплохой, людям в целом нравится. «Ваниль и химия. Но не противно хотя бы», — говорит Юрий. «Мне нравится аромат, а вкус не очень. Что-то мешает как будто», — размышляет Максим. «Не знаю, как вас, а меня подташнивает», — возражает Ксения и наливает себе полный стакан воды.

Так или иначе, но карачинский лимонад, набрав 15,3 балла, занимает заслуженное 3-е место. Больше всего в нем понравился аромат. То есть понюхал, получил удовольствие, а пить можно и минералку.

«Диво», «Томское пиво»

К сожалению, мелкой тары этого бренда в продаже не оказалось, поэтому купили большую бутылку 1,5 л за 41 руб. В рознице поллитровка такого лимонада стоила бы не дороже 30 руб.

Первый «нос» (так называют у сомелье первую пробу букета) выдает скорее крем-соду. Это тоже привычный аромат, но традиционный лимонад все же должен пахнуть иначе. Все отмечают мягкую, но интенсивную сладость и начинают делиться воспоминаниями — как в детстве в автомате можно было получить газировку с двойным сиропом. Общее впечатление на удивление благоприятное, хотя не очень понятно, чем же «Диво» так лучше. «Послевкусие не отвратительное», — удается сформулировать секрет успеха Юрию. Общая оценка — 17,2 балла.

«Натахтари», Грузия, 95 руб.

Поначалу совершенно прозрачная жидкость с крупными пузырьками вызывает недоверие. «Перляж подкачал», — шутит Антон (перляж — это характеристика пузырьков в шампанском: чем они меньше, тем лучше).

Но стоит поднести стакан к носу, как все с восторгом отмечают настоящий лимонный аромат. «Прямо как в детстве», «очаровательно», «какая прелесть» — примерный перечень характеристик, на которые не скупятся уже порядком утомленные лимонадами дегустаторы. Общая оценка — 20,3 балла, причем некоторые дали по 9 баллов сразу в двух номинациях.

Победа «Натахтари», с одной стороны, не удивляет, поскольку она вдвое дороже конкурентов. С другой стороны, «Напитки из Черноголовки» тоже недешевы, а заняли последнее место. Так что дело не в деньгах.


Стас Соколов
Фото и видео Густаво Зырянова
Читайте также
НГС.БИЗНЕС
АФИША
SHE
НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ
НГС.АВТО
НГС.РАБОТА