Скандал под открытым небом (фоторепортаж)

На площади Ленина состоялся первый в истории города скандально-симфонический концерт — тысячу зрителей съедала мошка, но они все равно не уходили

Скандал под открытым небом (фоторепортаж)Все фотографии

Больше тысячи новосибирцев собрались в сквере перед Оперным театром, чтобы послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича в исполнении оркестра Новосибирской филармонии. Выступление это могло вовсе не состояться — накануне организаторы из городской администрации поругались с администрацией Новосибирского оперного театра, на ступенях которого изначально предполагалось поместить сцену. Директор оперного Владимир Кехман даже отменил намеченный на этот день премьерный спектакль «Дон Кихот» и уехал из Новосибирска по делам. Но мэрия нашла выход, и приуроченный ко дню нападения немецких войск на СССР концерт прошел без сучка и задоринки. Как это было — в фоторепортаже НГС.НОВОСТИ.

Противостояние между Владимиром Кехманом и мэрией (точнее, главой ее департамента культуры, спорта и молодежной политики Анной Терешковой) длится уже давно, и причиной для нового его обострения стал запланированный городскими чиновниками на 22 июня (день начала Великой Отечественной войны) концерт, который должен был состояться прямо на ступенях оперного. «И симфония, и театр символизируют память о Великой Отечественной войне», — объяснила свою идею Терешкова. Кехману эта идея не понравилась, поскольку именно в этот день у театра была премьера балета «Дон Кихот». Каким образом концерт, начинавшийся через час после начала спектакля, мог помешать театру, так и осталось до конца неясным, — Кехман спектакль просто отменил. А еще раньше — не дал проводить концерт непосредственно на ступенях театра.


Мэрия нашла выход — отодвинув сцену (чтобы проводить мероприятие уже на своей, муниципальной земле). Но когда к назначенному часу (в 20:00) начала стекаться публика, в воздухе витала еще некоторая тревожность. Которую еще больше усиливали три одиноких пикетчика, которые решили использовать массовое скопление людей, чтобы рассказать о своих проблемах с жильем. Впрочем, в отсутствие сотрудников полиции (которые, как правило, пытаются фиксировать подобные выступления) публика реагировала на развернутые плакаты так, как будто пикетчики пришли сюда в шапках-невидимках и поэтому заметны только немногочисленным журналистам. Да и те, сделав на всякий случай пару кадров, бежали дальше.


Разговоры в толпе были по большей части бытовыми — за все время до и во время концерта корреспондент НГС.НОВОСТИ не услышал фамилии Кехмана ни разу. Если, конечно, не считать интервью, которое давала госпожа Терешкова местному телевидению. «Это просто за гранью добра и зла. Но мы готовы сотрудничать и с театром, и с оркестром», — делилась она своим возмущением.


Но большинству собравшихся, похоже, сложности взаимоотношений между мэрией и нынешним руководителем оперного театра были не особо интересны. Люди, с которыми удалось поговорить до концерта, признались, что в лучшем случае слышали о каких-то скандалах (не зная деталей), а то и вовсе были не в курсе. На вопрос: «Зачем вы сюда пришли?» — любители классики отвечали тоном, каким взрослые порой объясняют какие-то очевидные вещи маленьким детям: «Музыку слушать».

Наконец на сцене появились музыканты и концерт начался. Мэр Анатолий Локоть произнес небольшую речь, объяснив заодно, что концерт — это часть более крупного мероприятия «День мира» и что выбор музыкального произведения не случаен — симфония Шостаковича и сама по себе была сочинена во время войны, и сам оперный театр был построен в Новосибирске тогда же. Все сидячие места в «партере», организованном перед сценой, были заняты, и львиная часть публики все полтора с лишним часа слушала симфонию стоя. Лишь немногие расположилась с комфортом на травке, прихватив кто покрывала, кто пакет с курятиной из KFC.


Народ вел себя на удивление сдержанно и дружелюбно. Те, кто хотел куда-то пройти, ходили, не вызывая у стоящих раздражения. Кто-то негромко обсуждал происходящие или какие-то личные и рабочие проблемы, и на них никто не шикал. Не было видно даже какой-то натужной, напоказ скорби, какую можно было ожидать, учитывая серьезность, с которой нынче принято относиться ко всему, что связано с войной. Люди были скорее сосредоточены, погружены в собственные мысли.


Чтобы придать происходящему дополнительное измерение (а заодно чтобы не заскучала недостаточно подготовленная публика), организаторы подготовили своего рода документальный фильм — нарезку кинохроники, которая была смонтирована так, чтобы соответствовать не только смысловым частям симфонии, но даже укладываясь в смену музыкальных фраз. Перед зрителями проходили сцены мирной жизни, фашистские танки, стреляющие во врага советские солдаты. Временами видеоряд делал длинные реминисценции, проваливаясь в эпоху революции и гражданской войны. Вот радостные комсомольцы жгут иконы, вот безлико жизнерадостные физкультурники катятся по Красной площади в гигантском колесе. И на все это взирают советские вожди, — взирают как живьем, так и с таких же гигантских плакатов.

Пройдя от сцены ближе к памятнику Ленину, корреспондент НГС.НОВОСТИ встретил известного борца с музыкальной крамолой Юрия Задою. В глазах борца с кощунством было разочарование, переходящее в безразличие: ничего хоть сколько-нибудь пригодного для того, чтобы можно было оскорбиться, перед оперным явно не намечалось. Потеряв, кажется, интерес к происходящему, борец с безнравственностью пошел снимать на телефон окрестности. Вдруг повезет.


Солнце ушло за окружающие площадь здания, и публика мало-помалу начала разбредаться. Речь, впрочем, шла о единицах, — основная часть слушателей продолжала внимать довольно длинному музыкальному произведению, отмахиваясь от все больше наглевших мошек. Когда прозвучали последние аккорды, публика ответила музыкантам настоящей овацией. Если бы автор был гостем из другого города, попавшим в сквер перед оперным случайно, то непременно решил бы переехать в такой чудесный город жить. Еще бы: многочисленная толпа собирается здесь вечером среди недели, чтобы стоя послушать симфонический оркестр, невзирая на мошкару. Город-то явно культурный.

Музыканты начали уже складывать инструменты, а публика двинулась к метро, когда ведущая сделала объявление, пообещав в эти выходные еще 2 концерта. «Ну мы попали, — произнес за спиной голос полицейского, который обращался к коллеге. — Так, блин, мы тут сами дирижировать научимся».



Стас Соколов
Фото Татьяны Фатеевой
Видео Густаво Зырянова
Читайте также
НГС.БИЗНЕС
АФИША
SHE
НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ
НГС.АВТО
НГС.РАБОТА