Сибирская Венеция: всех сровняют с водой (фото)

Городские власти задумали масштабный снос и перестройку Затона — целый район незаконных частных домов возле Оби заменят многоэтажки, скверы и стадион

Сибирская Венеция: всех сровняют с водой (фото)

Новосибирская мэрия готовится к самому масштабному в современной истории города расселению. На прошлой неделе архитектурно-градостроительному совету был представлен план перспективного использования Затона. Для того чтобы его реализовать, придется снести сотни частных домов и засыпать всю эту территорию грунтом на высоту не меньше 5 м. Иначе, предупреждают разработчики, рано или поздно вся эта зона будет залита водой во время сильного паводка. Впрочем, как признают сами члены совета, пока речь идет только о застройке расположенной здесь промышленной зоны — до расселения жилых домов у властей руки дойдут еще не скоро.

Затон — территория в низине на левом берегу Оби вниз по течению от Дмитровского моста. Свое название она получила от обширной речной заводи, которая здесь глубоко врезается в сушу. Вдоль разбитых, утопающих в грязи улиц здесь стоят вперемешку солидные кирпичные дома в три этажа и деревянные развалюхи. До недавнего времени этот район жил какой-то собственной жизнью — до него не было особенно дела ни застройщикам, ни властям. Однако этой вольнице, похоже, приходит конец.


Заказанный мэрией проект освоения Затона на минувшей неделе представил начальник отдела разработки градостроительной документации ОАО «СибНИИ градостроительства» Алексей Нестеркин. Документ касается обширной территории, ограниченной проездом Энергетиков на юге, береговой линией на востоке, улицей Междуреченской на западе и перспективной Ельцовской магистралью — на севере. Последняя должна выходить на пятый по счету мост через Обь, который должен будет пройти через остров Саранок. Это огромная территория общей площадью 440 га, протянувшаяся вдоль Оби на 4 км.


Как констатировали проектировщики, сейчас здесь доминирует индивидуальная жилая застройка, лишь в районе ул. Портовой возведены несколько девятиэтажек, школа и врачебная практика. При этом частное жилье, как признал Алексей Нистеркин, находится по большей части в хорошем состоянии — это реконструированные или построенные заново 2–3-этажные дома.

Фактически, единственная зона, которую сегодня можно без проблем отдать под новую застройку, — это площадка ремонтно-эксплуатационной базы флота Западно-Сибирского пароходства площадью 20 га. Предприятие сейчас уже не действует, на этом участке собирается возвести целый микрорайон ЗАО «Том-Дом». Как рассказывал ранее порталу НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ технический директор компании Павел Семенюк, томичи планируют построить здесь порядка 20 многоэтажных домов комфорт-класса (всего около 200 тыс. кв. м жилья). В основном это будут 10–17-этажные здания. После появления инвестора власти решили заняться этой территорией целиком.


Главная проблема Затона, как отметил Нистеркин, состоит в том, что вся его территория попадает в зону подтопления при так называемом «однопроцентном паводке» (т.е. паводок с вероятностью 1 %, случающийся раз в 100 лет). Последний раз такое произошло в 1969 году, и люди сидели на крышах своих домов, поскольку вода была на уровне выше 5 м над землей, сообщил проектировщик.

По этой причине в этой зоне никогда не выдавалось разрешение на строительство частных домов. «Вся жилая застройка — это самострой и самозахват, а те участки, у которых есть разрешение на строительство, оформлены в судебном порядке», — уверяет Нистеркин.


Таким образом, чтобы начать осваивать этот участок, здесь придется снести все существующее частное жилье (180 га) и насыпать на всей территории грунт, который бы поднял уровень на 5–7 м. Понятно, что при таких серьезных инженерных затратах заново здесь строить можно будет только многоэтажное жилье, уверен проектировщик.

Кроме жилья здесь предполагается построить какое-то количество коммерческой недвижимости. Однако никаких крупных торговых центров городского масштаба проектом не предусмотрено — территория должна развиваться в направлении, заданном аквапарком и обширными водными пространствами самого затона. На севере (возле будущего пятого моста через Обь) планируется строительство спортивных объектов, а вдоль Оби и по берегам затона должны появиться зеленые парковые зоны. Через сам затон будет перекинуто несколько мостов, под которыми смогут проходить суда небольшого размера. Останется и лодочная станция. Если проект будет реализован, то население Затона вырастет до 46 тыс. человек — против нынешних 8 тыс.


Обсуждение проекта получилось довольно оживленным. Архитектор Игорь Поповский, например, поинтересовался, предусмотрены ли в новом районе велодорожки. На что получил ответ, что кататься на велосипеде в новом Затоне лучше в парках и скверах. Член архитектурно-градостроительного совета Михаил Никулин выразил несогласие с тем, что проект не предусматривает создание на этой территории общегородского делового центра. А профессор кафедры архитектуры и реконструкции городской среды НГАСУ Евгений Загороднов (ранее главный архитектор НСО) и вовсе решил взять авторов проекта на испуг, напомнив, что президент РФ Владимир Путин «неоднократно высказывался» в пользу развития малоэтажного строительства. «Почему вы игнорируете посылы нашего руководителя?» — завершил он. В ответ Алексей Нистеркин заметил, что расселять существующие частные дома, чтобы потом (после подъема уровня грунта до безопасного) снова отдавать эту территорию под малоэтажную застройку, экономически неоправданно. Загороднов не согласился, заявив, что это уникальное место — «сибирская Венеция», — и к нему нужен особый подход.


Членов совета заинтересовал и чисто практический вопрос: где можно будет взять столько грунта для подъема территории. Профессор архитектуры Сергей Ганжа даже предложил альтернативное решение — часть земли взять из выкопанных здесь же каналов, «как в Голландии», чтобы «сибирская Венеция» была еще и немного «сибирским Амстердамом».

Однако прежде чем все эти идеи будут реализованы, городским властям придется как-то договориться с сотнями владельцев построенных здесь домов. Как признал заместитель мэра Алексей Кондратьев, никаких консультаций с ними пока не начинали. «У нас будут общественные слушания, вот тогда с общественностью и поговорим», — заключил чиновник.


Стас Соколов
Коллаж Александра Ощепкова (1), фото автора (2–7)
Читайте также
НГС.БИЗНЕС
АФИША
SHE
НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ
НГС.АВТО
НГС.РАБОТА