«Просто обычный бардак»

Обманные ценники, просроченные и фальшивые продукты в супермаркетах — торговые сети признались НГС.НОВОСТИ, какие из народных подозрений про них правдивы

«Просто обычный бардак»

Очередная торговая сеть наказана за несоответствие ценников реальным ценам на продукты. Суд удовлетворил иск Роспотребнадзора к торговому холдингу «Сибирский Гигант» по жалобам, которые поступили еще в 2014 и 2015 годах. По решению суда, компания должна привести в соответствие цены на товары, указанные на ценниках — с тех пор менявшихся, вероятно, уже несколько раз. Однако у покупателей есть претензии ко всем торговцам без исключения. Корреспондент НГС.НОВОСТИ собрал самые распространенные и обратился за объяснениями по их поводу к самим торговым сетям.

Ненастоящие ценники

Директор по маркетингу и рекламе «Сибирского Гиганта» Евгения Филина объясняет несоответствие ценников и цены на кассе тем, что продавцы просто не успевают их менять. «Ежедневно в магазин приходит обновление цен на 300–500 товаров, а в период начала акций — до 1500 товаров. На замену ценников требуется время (сотрудник должен их распечатать, найти в торговом зале необходимые товары и произвести замену), а автоматическое изменение цен на кассе происходит в течение минуты, потому и возникают такие несоответствия», — рассказала Евгения, заверив, что покупатель вправе требовать продажи товара по цене, указанной на ценнике.

Работавший в нескольких розничных сетях в Новосибирске управленцем среднего звена Дмитрий К., согласившийся говорить на условиях анонимности, согласен, что чаще всего продавцы действительно не успевают заменить ценники, но считает это системной проблемой.

«Сотрудников не хватает, зарплата у них маленькая, а замена ценников явно не приоритетная задача для директора конкретного магазина. Да и менеджер сам понимает, что бóльшая часть продуктов, которые в реальности стоят дороже, чем это указано на ценнике, все равно будут куплены», —

говорит он. Однако экс-менеджер ни разу не слышал, чтобы подобные инструкции спускались в магазины сверху.

Иногда претензии вызваны тем, что на ценнике указаны две цены: обычная и со скидкой для обладателей дисконтных карт (как, например, в сетях «Холидей Классик» и «Быстроном»). Директор направления «супермаркет» компании «Холидей» Алексей Захаров считает такую систему оправданной, поскольку на обладателей дисконтных карт приходится до 80 % продаж, и магазин стремится удовлетворить прежде всего своих постоянных покупателей.

Просроченные продукты

Такое нарушение выявить проще всего, проверив дату реализации, но периодически такие товары встречаются на полках. Алексей Захаров уверяет, что это можно объяснить только халатностью сотрудников: «Для нас самих это одно из самых жестких нарушений, за которое руководство магазина жестко наказывается, а при повторении человек просто лишится работы».

Дмитрий К. считает, что просроченные продукты — это «следствие бардака в магазине, никакого расчета здесь нет». Сам же бардак, по его мнению, может быть результатом нежелания владельцев тратиться на автоматизированные системы контроля за движением товаров (или добиваться их реального использования персоналом).

Испорченные продукты в фасовке магазина

В любом супермаркете вас ждут расфасованные в магазине продукты: фрукты, овощи, фарш, мясо и птица. В отличие от продуктов, которые магазин получил уже упакованными, дата, стоящая на фасованном товаре, говорит только о том, когда эта фасовка была проведена. Теоретически делать это можно неоднократно — доказать, что конкретные окорочка уже несколько раз фасовались, невозможно. С точки зрения покупателя, фасовка — самый простой способ сбыть продукты на грани годности.

«У руководства магазина нет мотивации засунуть при фасовке в пакет гнилой мандарин, — уверяет Алексей Захаров. — Основная часть премии сотрудников магазина зависит от объемов продаж, и директор магазина понимает, что, купив гнилые мандарины, человек может в следующий раз пойти в другое место».

По мнению ритейлера, покупатель может обнаружить подпорченные фрукты в упаковке с хорошими, например, потому, что они там подвержены большему давлению, которое может быть усугублено неправильным хранением (например, если эти упаковки будут лежать одна на другой). И Захаров, и Филина советуют принести в магазин упаковку с чеком и потребовать возврата денег.

Товары с сомнительным составом

Сыр с пальмовым маслом, колбаса из сои и воды, фрукты с толстым защитным слоем, который отпугивает вредителей: подобного рода продукты можно найти в любой торговой сети, в то время как фермеры с полезной и качественной едой не могут попасть на полки магазинов. Так, по крайней мере, думают многие покупатели. Председатель правления фонда защиты прав потребителей «Гражданский патруль» Ростислав Антонов объясняет такое поведение ритейлеров тем, что им удобней работать с крупными поставщиками: «У них более низкие цены, развитая логистика, широкий ассортимент и рекламная поддержка».

«Фермерские продукты производятся маленькими партиями. Как правило, у них небольшой срок хранения и более высокая цена, — говорит топ-менеджер «Холидея», — к тому же использование качественного сырья означает более высокую цену.

Например, сегодня полностью натуральный твердый сыр не может стоить дешевле 600 руб. за килограмм, исходя из стоимости сырого молока. Но за такую цену сыр готовы покупать не все, поэтому производители ищут, скажем так, способы сделать продукт дешевле».

Евгения Филина уточняет, что фермерские продукты в магазинах «Сибирского Гиганта» есть — например, в сети «Мегас» можно купить фермерских кур, цесарок, яйца и т.д. Стоят, правда, они существенно (порой вдвое) дороже обычных «промышленных» аналогов.

Что касается качества продукта, то ритейлеры отмечают, что они не обязаны проверять соответствие реального состава продукта декларированному. Алексей Захаров говорит, что «Холидей» делает это по собственной инициативе — для продуктов, которые вводятся в ассортимент впервые, и выборочно в тех случаях, когда к какому-то конкретному продукту начинают появляться претензии. «К сожалению, нет никакой гарантии, что производитель начнет менять рецептуру уже после того, как мы его проверили», — признается он.

Китайские помидоры под видом узбекских

«Для увеличения продаж продавцы на ценниках указывают ту страну-производителя, к которой покупатели наиболее лояльны — так, часто Китай превращается в Узбекистан», — говорит Ростислав Антонов.

Ритейлеры, впрочем, перекладывают вину за подобные нарушения на поставщиков, которые вводят в заблуждение самих закупщиков, поскольку происхождение фруктов или овощей без специальной экспертизы отследить невозможно.

Дмитрий К. отмечает, что квалифицированный закупщик может выявить подлог даже без экспертизы: «Например, есть сорта яблок, традиционные для Китая, которые в принципе не выращиваются на Кубани. Но если документы в порядке, то зачем закупщику задавать лишние вопросы…». Евгения Филина предполагает, впрочем, что иногда причиной путаницы может быть и несвоевременная замена ценника, когда продукт уже загрузили в лоток в торговом зале.

В случае подозрений относительно реального происхождения продукта Ростислав Антонов советует как минимум зафиксировать свою претензию в книге жалоб, а в случае очевидного обмана — жаловаться в Роспотребнадзор. Мгновенной реакции от этой организации ждать, правда, не стоит, но даже несколько жалоб на одну и ту же компанию могут стать основанием для дополнительной проверки. А этому не будет рад ни один магазин.


Стас Соколов
Фото автора
НГС.БИЗНЕС
АФИША
SHE
НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ
НГС.АВТО
НГС.РАБОТА