Оборотни-«банкиры»

С пластиковых карт новосибирцев начали исчезать деньги — новая загадочная схема обмана не дает отличить мошенников от сотрудников банка

Оборотни-«банкиры»Все фотографии

В Новосибирске появились первые пострадавшие по новой схеме мошенничества с пластиковыми картами Сбербанка. Держателю карты банка приходит СМС о готовящемся списании круглой суммы с его счета, а после с федерального телефонного номера Сбербанка звонит вежливый человек, объясняет, что это — мошенники и от них нужно защититься. В результате такой «помощи» клиенты Сбербанка теряли десятки тысяч рублей. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснял детали новой мошеннической схемы, которая с успехом работает во многих городах России, и вспомнил, как клиентов Сбербанка обманывали ранее.

В начале марта в Новосибирске зафиксировали новую схему обмана владельцев банковских карт Сбербанка. Человеку сначала приходит СМС якобы через сервис 900 (сервисный номер Сбербанка) с просьбой от неизвестного лица о переводе, например, 8000 руб., которые будут списаны со счета, если в ответном сообщении отправить присланный цифровой код. Либо операция будет подтверждена автоматически через 600 секунд. Пока клиент в панике думает, что делать, раздается звонок с федерального контактного номера Сбербанка (8-800-555-5550) и

вежливый мужской голос, обращаясь к владельцу карты по имени-отчеству, объясняет, что это мошенничество, и перечисляет, чтó надо предпринять, чтобы его не допустить. В итоге, выполняя указания человека с телефонной линии Сбербанка, владелец карты теряет эти 8000 руб. или дополнительно к ним еще несколько тысяч со своего счета.

«Это официальный запрос перевода на номер 900, есть такая новая услуга — когда кто-то запрашивает у тебя перевод. Но туда еще можно вставить свой текст. Вот этот текст в ступор и вводит. Далее с федерального номера 8-800 поступает звонок… Мне сказали, что надо остаться на линии, написать ответ на сообщение — код, который там указан, вставить пробел и слово — "отмена перевода". После нашего разговора я перезвонила именно на тот номер, с которого мне звонили, и попадаю на службу клиентской поддержки Сбербанка», — рассказала корреспонденту НГС.НОВОСТИ жительница Новосибирска Татьяна Ковадло, обманутая на 8000 руб.

Детализация телефонного счета, которую она сделала, показала, что и короткий номер 900, и федеральный номер Сбербанка, с которого звонил мошенник, были реальными. Распечатку Татьяна предоставила НГС.НОВОСТИ (см. фото 3: звонки из «колл-центра» и обратно выделены красным).

Сразу после списания 8000 руб. Татьяна заблокировала свою карту и написала заявления о мошенничестве в полицию и Сбербанк.

Оборотни-«банкиры»
На вопрос, может ли мошенник позвонить, прикрываясь номером Сбербанка, да так, чтобы и при обратном звонке, и в детализациях звонков был указан именно этот номер, сотовые операторы отвечают по-разному. Представитель сибирского офиса «Билайна» Анастасия Зыкова ответила, что ей о таких возможностях неизвестно, зато источник в МТС заверил, что такое технологически сделать можно.

«У меня друзья в полиции работают. Меня очень давно предупреждали: не пользуйтесь картами, старайтесь деньги снимать. Что заявлений очень много именно на Сбербанк. Это ни для кого не секрет, что недовольны все этим банком… Даже мои друзья из полиции говорят, что ни на один банк нет столько заявлений — каждый день стопками», — добавила Татьяна.

От этой схемы мошенничества в Новосибирске пострадало уже четверо человек, сообщили новосибирские «Вести». В Сбербанке на официальный запрос корреспондента НГС.НОВОСТИ ответили, что заявление подали всего двое. В группе «Пострадавшие от Сбербанка» в социальной сети «ВКонтакте» отметились десятки человек со всей России. О своих случаях написали люди из Саранска, Челябинска, Санкт-Петербурга, Боровичей, Оренбурга и др. городов.

«У меня эта история случилась 9 марта. Я в тот же день обратилась в полицию, где меня заверили, что я не верну деньги и нет смысла писать [заявление]. Но сегодня я решила пойти и написать [заявление]. Если не помогут в полиции, то мы коллективно пойдем в прокуратуру или сразу в суд. <…> Я так поняла, что все это начало происходить с декабря», — рассказала корреспонденту НГС.НОВОСТИ Юлия Понявина из Санкт-Петербурга, добавив, что у одной девушки из ее города именно по такой схеме в декабре сняли со счета 70 тыс. руб.

Пока готовилась статья, в Новосибирске нашлась еще одна девушка, которую 14 марта попытались обмануть по этой же схеме.

«Я сразу поняла, что это мошенники, потому что у меня была отключена услуга СМС-ок по операциям по карте. Я дозвонилась [до Сбербанка], меня девушка выслушала, сказала: "Спасибо, до свидания" — и бросила трубку», — рассказала Вика Быкова, которая безуспешно попыталась дозвониться до банка повторно, но потом написала претензию на сайте, после чего вопрос был решен — карту банк заблокировал.

Оборотни-«банкиры»
Сбербанк в Новосибирске решил не отвечать на конкретные вопросы в официальном запросе НГС.НОВОСТИ, а просто рассказать, что, по их мнению, надо делать, чтобы не быть обманутым.

«Банк предупреждает клиентов о том, чтобы они не производили действий в отношении незнакомых третьих лиц. Ни в коем случае не подключайте к услуге "Мобильный банк" телефоны, которые вам не принадлежат, по просьбе третьих лиц, даже если к вам обратились от имени сотрудников банка. При потере мобильного телефона c подключенной услугой "Мобильный банк" или мобильным приложением "Сбербанк Онлайн" следует срочно обратиться к оператору сотовой связи для блокировки SIM-карты и в контактный центр банка для блокировки услуги "Мобильный банк" и/или "Сбербанк Онлайн". При смене номера телефона, на который подключена услуга "Мобильный банк", необходимо обратиться в любое отделение и отключить услугу "Мобильный банк" от старого номера телефона и подключить услугу на новый номер», — сообщила пресс-служба Сибирского банка в ответ на вопросы корреспондента о том, что Сбербанк сделал для пресечения этой схемы.

Данная схема мошенничества — уже не первая. До этого о всплеске обманов от имени Сбербанка НГС.НОВОСТИ писали в ноябре 2015 года. Тогда люди теряли свои деньги после посещения офисов банка и помощи его сотрудников. В феврале 2015 года сообщалось об обмане клиентов банка с помощью дубликатов SIM-карт, привязанных к «Сбербанк Онлайну». Тогда мошенники снимали деньги со счетов новосибирцев понемногу, но регулярно.

В полиции Новосибирской области сообщили, что число обманов по банковским картам растет. Если в 2014 году количество возбужденных дел было около 170, то уже в прошлом году таких дел стало 200. Раскрываемость подобных дел, как уточнил начальник пресс-службы областной полиции Сергей Щекотин, — примерно 55 %.


Илья Калинин
Фото Александра Ощепкова (1), предоставлены Татьяной Ковадло (2, 3)
НГС.БИЗНЕС
АФИША
SHE
НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ
НГС.АВТО
НГС.РАБОТА