Метробус до «Родников»

Власти делают выделенные полосы для скоростных поездок к спальным районам Новосибирска — это изменит ситуацию с пробками в городе

Метробус до «Родников»Все фотографии

Начальник управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Александр Лаврентьев одобрил идею ускорить две главные дороги из микрорайонов «Родники» и «Снегири». Их жители получат выделенные полосы на ул. Богдана Хмельницкого и Дуси Ковальчук, по которым общественники к тому же просят пустить новый вид общественного транспорта — метробусы. Подробности революционного для новосибирской транспортной системы проекта и трудности, которые он встречает на пути реализации, изучала корреспондент НГС.НОВОСТИ.

Специалисты управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска запланировали создание выделенных полос для общественного транспорта на ул. Богдана Хмельницкого и Дуси Ковальчук.

Предложение создать экспериментальный маршрут метробуса до «Родников» принадлежит руководителю аналитического отдела сайта Тайга.инфо Алексею Мазуру и урбанисту Дмитрию Лебедеву, который возглавляет группу «Пешеходное движение». О создании выделенных полос на Дуси Ковальчук и Богдана Хмельницкого общественники говорят уже с марта 2013 года. «Сначала сделали презентацию, в 2014 году встретились с представителями мэрии, они сказали, как обычно: "Все хорошо, прекрасная маркиза. То, что вы просите, мы уже и так делаем, сейчас все это будет, да еще лучше". Буквально на все предложения была такая реакция. Двигаться стало благодаря Алексею Мазуру, когда он собрал больше ста подписей [в поддержку проекта]», — говорит господин Лебедев.

Сейчас, по подсчетам Лебедева, путь от «Родников» до площади Калинина занимает 46 минут без пробок при скорости автобуса 7 км/ч. Если сделать выделенную полосу от ул. Учительской, время сократится до 18 минут при скорости автобуса 23 км/ч.

Алексей Мазур добавляет, что высокоорганизованные автобусные маршруты, позволяющие быстро доехать до пункта назначения вне зависимости от времени суток и дорожной ситуации, мотивируют людей отказаться от личного транспорта в пользу общественного. «Но у нас нет микрорайонов, которые были бы соединены широкополосными магистралями. В промзоне [дорога] сужается до двух полос в двух направлениях, если мы выделяем одну из этих полос [для ОТ], то количество людей, которые могут по ней выезжать, — в 5 раз больше, чем на личном транспорте», — рассуждает господин Мазур.

Однако конечная цель общественников — создание в Новосибирске BRT-маршрутов (от Bus rapid transit), которые также называют метробусами или просто скоростными автобусами.

Специалисты по транспорту по просьбе общественников уже провели математическое моделирование движения для трех BRT-маршрутов: жилмассивы «Родники», «Снегири» — ст.м. «Заельцовская» (через ул. Богдана Хмельницкого и ул. Дуси Ковальчук), ул. Первомайская (УМ-3) — ст.м. «Речной вокзал» (через ул. Большевистская), МЖК «Восточный» — ст.м. «Золотая Нива» (через ул. Бориса Богаткова).

Метробус до «Родников»
Однако в результате моделирования, по словам начальника управления пассажирских перевозок мэрии Александра Лаврентьева, оказалось, что существующая дорожная сеть и плотность застройки никогда не позволят построить отдельную дорогу для общественного транспорта или расширить существующую проезжую часть — так что BRT в Новосибирске не появится.

«Пришли к выводу — выделить полосу. Я считаю, что решение верное. С большими спорами принимали решение о выделенной полосе на Красном проспекте. Сейчас все уже привыкли, нарушителей немного — выписывают регулярно штрафы. Все отмечают, что положительное это решение. Будем его реализовывать, дальше практику распространять», — подтвердил мэр Анатолий Локоть на встрече с журналистами 3 марта.

Судя по голосованию на НГС, в котором приняли участие более 5 тыс. человек, свыше 70 % новосибирцев действительно так или иначе поддерживают создание выделенных полос для автобусов.

Однако Алексей Мазур на своей странице в Facebook отметил, что такое решение — не то, чего он добивался. «Они (чиновники. — А.Н.) хотят "резать хвост по частям". Новый маршрут не вводится, ездить будут те же перевозчики, что и сейчас. А это значит — отстой на остановках и неспешная езда между ними. Выделяются линии тоже не по всей продолжительности маршрута, а только от Учительской до площади Калинина. Это не даст должного эффекта, и автомобилисты в массе своей на общественный транспорт не пересядут», — пишет Мазур. Хотя от действий мэрии, по его мнению, все же будет польза — движение на Богдашке и Дуси Ковальчук «нормализуется» и те, кто едет из «Родников» на общественном транспорте, будут доезжать быстрее.

Михаил Никулин, главный конструктор КБ «Электротехнические комплексы и транспортные системы», доцент кафедры электротехнических комплексов НГТУ, говорит, что инициатива по созданию выделенных полос в Новосибирске правильная, но общественники выбрали не то направление.

«Попытка сделать на Дуси Ковальчук и Богдана Хмельницкого выделенные полосы вызывает у меня как у эксперта серьезную критику. Во-первых, там есть трамвай. На эту линию трамвая сделано технико-экономическое обоснование превращения ее в скоростную линию до жилмассивов "Снегири" и "Родники".

Это достаточно выгодный и дешевый проект. Что касается автобусов и маршрутных такси, они должны оттуда по максимуму убираться», — полагает Никулин. Он объясняет это тем, что на севере Новосибирска и без того планируется несколько масштабных дорожных строек: расширение Мочищенского шоссе, строительство ул. Георгия Колонды, плановое соединение ул. Фадеева и Гребенщикова. «Будет создано несколько альтернативных выездов с "Родников" и "Снегирей" в сторону площади Калинина. Нет смысла тратить деньги на увеличение пропускной способности ул. Дуси Ковальчук и Богдана Хмельницкого», — резюмировал господин Никулин.


Анна Наумцева
Фото Славы Gelio Степанова (1), Ольги Бурлаковой (2)
НГС.БИЗНЕС
АФИША
SHE
НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ
НГС.АВТО
НГС.РАБОТА