В сентябре новосибирские пожарные из МЧС решили подарить каждому ученику кадетского корпуса по иконе, которая защитит во время борьбы с огнем. В это же время по Новосибирской области провезли тапочек святого — к обуви святителя приложилось более 2 тыс. человек. Оба события собрали противоречивые отклики у горожан, поэтому корреспондент НГС.НОВОСТИ попросила священника, религиоведа и пожарных объяснить, что это все значит, а заодно собрала профессиональные суеверия представителей серьезных профессий и городские мифы.
Святой тапочек
Две недели по 36 населенным пунктам Новосибирского и Ордынского районов путешествовала святыня из Греции — тапочек чудотворца Спиридона Тримифунтского, сообщил Епархиальный медиа-центр Новосибирской митрополии РПЦ. Крестный ход завершился 13 сентября, к святыне приложилось более 2 тыс. человек. «В каждом населенном пункте крестный ход встречали с благодарностью и слезами на глазах», — заверили в епархии. Мощи святого, которые находятся на острове Корфу, переобувают раз в год, поскольку считается, что святитель ходит по миру и помогает людям — обувь его «изнашивается». Тапочки Спиридона Тримифунтского в итоге расходятся по православным храмам всего мира, в Новосибирск же тапочек привезли больше года назад.
«Мы поклоняемся не тапочку как таковому, а мы вспоминаем того самого святителя Спиридона. Он сам был очень простым человеком, из пастухов. Это знак его простоты и близости», — объяснил настоятель православного прихода в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Антоний Коваленко, добавив, что тапочек возят вместе с иконой, а не сам по себе. Священник отметил, что просто прикасаясь к предмету, который так или иначе принадлежал святому, человек не получит силу и помощь — необходимо помолиться и задуматься о своей жизни. «Если так рассуждать — этот святой от этого помогает, этот от этого, — это уже отдает каким-то язычеством», — высказался Антоний Коваленко. Верующий должен обратиться к образу, изображенному на иконе, а не к ней самой как к защитному оберегу, напомнил он.
Противопожарные иконы
Православие не обошло стороной и пожарных. Как сообщили 18 сентября в пресс-службе ГУ МЧС по НСО, каждому кадету Новониколаевского кадетского корпуса спасателей школы № 7 пожарные вручили миниатюрные иконы «Неопалимая Купина» с молитвой, освященные в соборе Александра Невского. Причем перед этим священник храма Успения Пресвятой Богородицы, отец Михаил Огнев провел молебен. В управлении пояснили, что икона защищает во время борьбы с огнем — пожарные даже кладут ее в карманы рабочих курток.
«С чего это вдруг государственные учреждения, к которым и МЧС относится, и пожарная охрана, стали раздавать публике иконы? Это явно противоречит Конституции — есть статья об отделении церкви от государства», — возмущается историк религии, преподаватель РГГУ Борис Фаликов, в свое время проведший экспертизу запрещенной новосибирской оперы «Тангейзер». Он отметил, что если бы верующие кадеты сами, по своей воле, купили иконы, это не было бы суеверием, поскольку они бы обращались к образу, а не к предмету. Руководитель пресс-службы ГУ МЧС по НСО Максим Богатырев сообщил, что на иконы для детей было потрачено всего 500 руб.
Он же подчеркивает, что такие мероприятия не носят характер «ну-ка построились, шагом марш», и к тому же учитывается вероисповедание пожарного: «Здесь абсолютно никто никого не неволит».
Обери от ДТП
Церковь с сомнением относится как к иконкам у пожарных, так и к изображениям святых у таксистов и водителей маршруток. «Ставят иконы в машины, часто не задумываясь, используют как оберег, символ, забывая помолиться. Надо, чтобы при иконе хотя бы было стыдно ругаться матом. [С иконой "Неопалимая Купина"], вот, мол, вроде как не будет пожара — то же самое язычество, обидное даже», — сетует священник Антоний Коваленко.
Религиовед Борис Фаликов напомнил, что из «красного угла избы» иконы перекочевали в машины в 90-х годах, когда была объявлена религиозная свобода. Эксперт объясняет, что изображения святых как обереги от неприятностей размещают не только российские водители — в частности, он видел образы католических святых в автомобилях в Италии. Сами водители маршруток, которых корреспондент НГС.НОВОСТИ встретила в районе вокзала Новосибирск-Главный, не считают иконы Николая Чудотворца и «именных» святых проявлением суеверия. Но и не исключают, что те помогают в пути.
По словам нескольких водителей маршруток № 4 и № 51, иконы в церковных лавках стоят недорого — около 50 руб. Но «помогать будут, если в храме освятить».
Водитель-мусульманин из маршрутки № 51 заявил, что иконку с молитвой Аллаху он купил на рынке за 250 руб., но защищает она не хуже, чем у православных коллег.
Не протирай мигалку
Корреспондент НГС.НОВОСТИ обратилась к представителям других профессий на предмет профессиональных поверий и суеверий.
«После вызова с трупом едим мороженое, чтобы больше трупов не было за смену, и мигалки нельзя протирать во время смены», — рассказал спасатель Михаил Спасских из МАСС «Витязь».
В ГИБДД рассказали, что не стоит садиться на стол в дежурной части — это к смертям на дороге. Замглавы военного следственного отдела СК РФ по Новосибирскому гарнизону ЦВО Николай Покотило сообщил, что военные до последнего не делают ремонт в кабинете — это верный признак скорого перевода в другой город. «Если надел новые сапоги — можешь рассчитывать, что этой ночью караул поедет на пожар 100 %», — поделились в МЧС. Участковый врач Лейсана Гатауллина отметила, что пожелание легкой смены может привести к обратному результату. Системный администратор, представившийся Евгением, рассказал, что нельзя бриться в воскресенье, иначе упадут серверы. «Если, допустим, упал текст во время репетиции, а также случайно на улице, в подъезде или поезде — на него надо обязательно присесть», — поделился главный режиссер театра «Глобус» Алексей Крикливый.
Что касается типичных городских суеверий, историк Константин Голодяев рассказал, что если сейчас «чертов камень» у детской больницы скорой помощи на Красном проспекте якобы плохо влияет на здоровье пациентов, то в 70-е годы матери считали, что он забирает болезни у их детей. Памятнику торговцам на Центральном рынке продавцы окрестных киосков трут носы. Пару лет назад ждущие ребенка пары прикасались к животу статуи беременной женщины около СГУВТ (ранее — НГАВТ), пока скульптура не исчезла, отметил историк.
Вместо нее остался аист около роддома на ул. Коммунистической — есть поверье, что следует прикоснуться к нему на удачу, когда женщина отправляется в роддом, рассказал автор книг «Мифосибирск» и «Город-вестерн» Игорь Маранин.
Удачу приносят камень с изображением сердца в парке «Березовая роща» и камень-сердце в Первомайском сквере.
Проклятыми же местами у суеверных новосибирцев считаются область речного вокзала («там часто возникают ссоры») и угол ул. 1905 года, где располагалась пересыльная тюрьма НКВД, добавил автор «Мифосибирска».
Мария Морсина
Фото 54.mchs.gov.ru