По два человека на кресло

Авиабилеты из Новосибирска по самому популярному направлению резко подорожали вдвое — авиакомпаниям разрешат продавать больше билетов, чем мест в самолете

По два человека на кресло

На минувшей неделе в Минтрансе РФ объявили о подготовке законопроекта, по которому будет разрешено продавать на рейс билетов больше, чем количество кресел в самолете. Такой принцип называется перебронирование, или овербукинг. Узаконить такой механизм предлагается уже в следующем году, и это, считают авторы, увеличит доходы авиакомпаний и, соответственно, снизит стоимость билетов. Такая инициатива воспринимается особенно актуально на фоне резкого подорожания одного из самых популярных внутренних направлений — «Новосибирск – Москва». Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснял, что такое овербукинг и можно ли дожидаться снижения цен на авиабилеты.

В июне резко выросли цены на авиабилеты по одному из самых популярных внутренних направлений — «Новосибирск – Москва». Если в самые первые числа средний чек на это направление, как рассказали в интернет-агрегаторе авиабилетов Aviasales, был 10 887 руб. (на 6 % больше, чем в прошлом году), то уже 6 июня цена на билет до Москвы подскочила почти на треть: средний чек стал 14 014 руб.

В разгар лета цены еще выше: по данным с сайта Aviasаles на вчерашний день, самая низкая цена на этом направлении составляет около 21 тыс. руб. (для полета туда-обратно 1–15 июля). Чуть позже — с 15 июля по 1 августа — в Москву из Новосибирска и обратно можно улететь, заплатив около 20 тыс. руб.

«К средней цене за первое полугодие подорожание составило 28 %… Билеты по минимальной цене 14 588 руб. мы видим лишь на конец августа, рейс ["Новосибирск – Москва"] выполняет авиакомпания "Алроса". Столь высокую цену прежде всего объясняет наступивший сезон отпусков, это ожидаемое, и я бы даже сказал — традиционное, подорожание», — рассказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ представитель Aviasales Янис Дзенис,

Снижение цены до привычной отметки 10 с небольшим тысяч следует ожидать в первых числах сентября, добавил он.

Как рассказали в Новосибирской ассоциации туристских организаций (НАТО), спрос на летний отдых после резкого падения валютного курса в конце прошлого года до сих пор не выровнялся. Туроператоры сократили ряд одних направлений и количество рейсов по другим, оставив лишь самое популярное.

«Предложений стало, наверное, меньше процентов на 20–30 [по сравнению с прошлым летним периодом]. Ну понятно, что и спрос стал меньше… Проредили многие направления: Испанию практически убрали, по Турции раньше было три города, сейчас — один. Дешевых путевок сейчас нет вообще. За 10 тыс. руб. вы не улетите никуда — ни в Европу, ни в Юго-Восточную Азию.

Такое понятие, как "горящие туры", практически изживает себя. Наоборот, ближе к вылету стоимость увеличивается», — пояснила исполнительный директор НАТО Светлана Фоменко.

По мнению г-жи Фоменко, самыми популярными заграничными направлениями новосибирцев традиционно остаются те маршруты, где есть прямые перелеты. Исполнительный директор НАТО назвала пять топовых маршрутов отдыхающих за границей новосибирцев: Турция, Таиланд, Египет, Греция и Кипр.

Не лучшее состояние авиаперевозок заставило Минтранс РФ подготовить законопроект, по которому будет разрешено продавать на рейс билетов больше, чем количество кресел в самолете. Такой принцип, который давно уже применяется в мировом авиабизнесе, называется перебронирование, или овербукинг (overbooking).

За несколько дней до рейса пассажиров уведомляют, что билетов на рейс продано больше, чем имеется мест. Далее авиакомпания оплачивает добровольно согласившемуся пассажиру пребывание в другой стране или городе — к примеру, на день — и организует ему полет на следующем рейсе.

Также пассажиру могут предложить пересесть в бизнес-класс, начислить большее количество бонусов или сделать скидку на следующий перелет. Предполагается, что сами авиакомпании будут стремиться минимизировать количество невылетевших пассажиров, потому что компенсация — это затраты для перевозчика.

Узаконить такой механизм предлагается в 2016 году, и это, считают авторы, увеличит доходы авиакомпаний и, соответственно, повлияет на стоимость билетов. В случае принятия такого закона не попавший на рейс пассажир будет иметь полное право обратиться в суд и получить высокую компенсацию, как это происходит на Западе.

«Овербукинг позволит авиакомпаниям не "экономить", а минимизировать потери доходов из-за аннулирования бронирований накануне вылета и неявки пассажиров на рейс», — пояснили корреспонденту НГС.НОВОСТИ в авиакомпании S7, но на все остальные вопросы отвечать отказались, сославшись на то, что законопроект еще не принят и «говорить пока рано».

«Закон об овербукинге защитит права пассажиров. В России продажа большего числа билетов, чем кресел в самолете, существует негласно и достаточно распространена, при этом сейчас российские пассажиры не защищены законом и не имеют возможности рассчитывать на высокую компенсацию, — признаются в авиакомпании "Аэрофлот". — Безусловно, крупные авиакомпании стараются компенсировать вынужденные неудобства, но маленькие [региональные] перевозчики не всегда имеют возможность предложить пассажирам достойную компенсацию».

По утверждению экспертов «Аэрофлота», ссылающихся на западных аналитиков, каждая авиакомпания может добавить за счет овербукинга 7 % к доходу.

Рост доходов соответственно приведет к снижению стоимости авиаперевозок и конечной цены на авиабилет. Сегодня, утверждают те же аналитики, можно точно рассчитать процент перебронирования для минимизации риска. Уровень этот в пределах 10–15 % — именно столько пассажиров, согласно мировой статистике, замечают в «Аэрофлоте», не являются на рейс. Насколько действительно это может повлиять на окончательную цену билета, ни одна из опрошенных авиакомпаний ответить не смогла.


Илья Калинин
Фото depositphotos.com
НГС.БИЗНЕС
АФИША
SHE
НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ
НГС.АВТО
НГС.РАБОТА