По два человека на кресло

Авиабилеты из Новосибирска по самому популярному направлению резко подорожали вдвое — авиакомпаниям разрешат продавать больше билетов, чем мест в самолете

По два человека на кресло

На минувшей неделе в Минтрансе РФ объявили о подготовке законопроекта, по которому будет разрешено продавать на рейс билетов больше, чем количество кресел в самолете. Такой принцип называется перебронирование, или овербукинг. Узаконить такой механизм предлагается уже в следующем году, и это, считают авторы, увеличит доходы авиакомпаний и, соответственно, снизит стоимость билетов. Такая инициатива воспринимается особенно актуально на фоне резкого подорожания одного из самых популярных внутренних направлений — «Новосибирск – Москва». Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснял, что такое овербукинг и можно ли дожидаться снижения цен на авиабилеты.

В июне резко выросли цены на авиабилеты по одному из самых популярных внутренних направлений — «Новосибирск – Москва». Если в самые первые числа средний чек на это направление, как рассказали в интернет-агрегаторе авиабилетов Aviasales, был 10 887 руб. (на 6 % больше, чем в прошлом году), то уже 6 июня цена на билет до Москвы подскочила почти на треть: средний чек стал 14 014 руб.

В разгар лета цены еще выше: по данным с сайта Aviasаles на вчерашний день, самая низкая цена на этом направлении составляет около 21 тыс. руб. (для полета туда-обратно 1–15 июля). Чуть позже — с 15 июля по 1 августа — в Москву из Новосибирска и обратно можно улететь, заплатив около 20 тыс. руб.

«К средней цене за первое полугодие подорожание составило 28 %… Билеты по минимальной цене 14 588 руб. мы видим лишь на конец августа, рейс ["Новосибирск – Москва"] выполняет авиакомпания "Алроса". Столь высокую цену прежде всего объясняет наступивший сезон отпусков, это ожидаемое, и я бы даже сказал — традиционное, подорожание», — рассказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ представитель Aviasales Янис Дзенис,

Снижение цены до привычной отметки 10 с небольшим тысяч следует ожидать в первых числах сентября, добавил он.

Как рассказали в Новосибирской ассоциации туристских организаций (НАТО), спрос на летний отдых после резкого падения валютного курса в конце прошлого года до сих пор не выровнялся. Туроператоры сократили ряд одних направлений и количество рейсов по другим, оставив лишь самое популярное.

«Предложений стало, наверное, меньше процентов на 20–30 [по сравнению с прошлым летним периодом]. Ну понятно, что и спрос стал меньше… Проредили многие направления: Испанию практически убрали, по Турции раньше было три города, сейчас — один. Дешевых путевок сейчас нет вообще. За 10 тыс. руб. вы не улетите никуда — ни в Европу, ни в Юго-Восточную Азию.

Такое понятие, как "горящие туры", практически изживает себя. Наоборот, ближе к вылету стоимость увеличивается», — пояснила исполнительный директор НАТО Светлана Фоменко.

По мнению г-жи Фоменко, самыми популярными заграничными направлениями новосибирцев традиционно остаются те маршруты, где есть прямые перелеты. Исполнительный директор НАТО назвала пять топовых маршрутов отдыхающих за границей новосибирцев: Турция, Таиланд, Египет, Греция и Кипр.

Не лучшее состояние авиаперевозок заставило Минтранс РФ подготовить законопроект, по которому будет разрешено продавать на рейс билетов больше, чем количество кресел в самолете. Такой принцип, который давно уже применяется в мировом авиабизнесе, называется перебронирование, или овербукинг (overbooking).

За несколько дней до рейса пассажиров уведомляют, что билетов на рейс продано больше, чем имеется мест. Далее авиакомпания оплачивает добровольно согласившемуся пассажиру пребывание в другой стране или городе — к примеру, на день — и организует ему полет на следующем рейсе.

Также пассажиру могут предложить пересесть в бизнес-класс, начислить большее количество бонусов или сделать скидку на следующий перелет. Предполагается, что сами авиакомпании будут стремиться минимизировать количество невылетевших пассажиров, потому что компенсация — это затраты для перевозчика.

Узаконить такой механизм предлагается в 2016 году, и это, считают авторы, увеличит доходы авиакомпаний и, соответственно, повлияет на стоимость билетов. В случае принятия такого закона не попавший на рейс пассажир будет иметь полное право обратиться в суд и получить высокую компенсацию, как это происходит на Западе.

«Овербукинг позволит авиакомпаниям не "экономить", а минимизировать потери доходов из-за аннулирования бронирований накануне вылета и неявки пассажиров на рейс», — пояснили корреспонденту НГС.НОВОСТИ в авиакомпании S7, но на все остальные вопросы отвечать отказались, сославшись на то, что законопроект еще не принят и «говорить пока рано».

«Закон об овербукинге защитит права пассажиров. В России продажа большего числа билетов, чем кресел в самолете, существует негласно и достаточно распространена, при этом сейчас российские пассажиры не защищены законом и не имеют возможности рассчитывать на высокую компенсацию, — признаются в авиакомпании "Аэрофлот". — Безусловно, крупные авиакомпании стараются компенсировать вынужденные неудобства, но маленькие [региональные] перевозчики не всегда имеют возможность предложить пассажирам достойную компенсацию».

По утверждению экспертов «Аэрофлота», ссылающихся на западных аналитиков, каждая авиакомпания может добавить за счет овербукинга 7 % к доходу.

Рост доходов соответственно приведет к снижению стоимости авиаперевозок и конечной цены на авиабилет. Сегодня, утверждают те же аналитики, можно точно рассчитать процент перебронирования для минимизации риска. Уровень этот в пределах 10–15 % — именно столько пассажиров, согласно мировой статистике, замечают в «Аэрофлоте», не являются на рейс. Насколько действительно это может повлиять на окончательную цену билета, ни одна из опрошенных авиакомпаний ответить не смогла.


Илья Калинин
Фото depositphotos.com
Читайте также
НГС.БИЗНЕС
АФИША
SHE
НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ
НГС.АВТО
НГС.РАБОТА